Медвежья заслуга

Румынский фильм «Не прикасайся» получил главный приз Берлинского кинофестиваля

68-й Берлинский фестиваль завершился радикальными решениями. Только два из семи «Серебряных медведей» достались фильмам, о которых говорили как о фаворитах конкурса. Это «Остров собак», приз за его режиссуру получил Уэс Андерсон. И это «Довлатов» Алексея Германа-младшего: приз за художественный вклад присужден Елене Окопной, художнику-декоратору и художнику по костюмам. Главным призом, «Золотым медведем», награжден показанный под занавес фестиваля фильм «Не прикасайся» режиссера из Румынии Адины Пинтилие. Комментирует Андрей Плахов.

Фильм «Не прикасайся» — остроумная реакция на движение me too, выворачивающая наизнанку его слишком прямолинейные и политкорректные стереотипы

Фото: Rohfilm Productions

Решение жюри вручить «Золотого медведя» фильму «Не прикасайся» стало сенсационным. Это кино на грани игрового и документального о людях с особенностями психики и физическими недостатками вызвало неоднозначные реакции. Трансгендеры, карлики, любители садомазо и жертвы насилия пытаются преодолеть препоны, поставленные перед ними природой или обстоятельствами, и вопреки им адаптироваться в мире и обществе. Это также остроумная реакция на движение me too, выворачивающая наизнанку его слишком прямолинейные и политкорректные стереотипы.

Некоторые из российских участников фестиваля признавались, что испытали на сеансе «Не прикасайся» нервный шок, что им было «противно смотреть» (подобные стенания очень типичны для соотечественников). А вот европейская, не столь нежная аудитория нашла в фильме актуальный смысл и с энтузиазмом приветствовала победителей: режиссер (она же художник и директор фестиваля экспериментального кино в Бухаресте) вышла на сцену в сопровождении своих необычных героев.

Жюри возглавлял немецкий режиссер Том Тыквер, который в преддверии Берлинале обмолвился, что ему не хватает «диких» фильмов. Впрочем, свалить призовой успех «Не прикасайся» только на совесть председателя не получится. Ведь в жюри входили чрезвычайно компетентные люди: среди них Адель Романски, продюсер оскароносного фильма «Лунный свет», композитор Рюити Сакамото, кинокритик из Time Стефани Захарек, киноархивист Чема Прадо, в течение 30 лет возглавлявший испанскую синематеку. К тому же совсем другое, но не менее авторитетное жюри совершенно независимо от главного наградило картину Пинтилие своим единственным призом за лучший дебют фестиваля. Так что триумф оказался двойным.

Я отнюдь не считаю фильм-победитель безусловным шедевром, но понимаю логику жюри. Оно отвергло большие картины о глобальных проблемах и работы с философскими претензиями, такие как «Время дьявола» Лава Диаса и «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» Филипа Грёнинга. Отвергло и фильм-реконструкцию «Утойя, 22 июля» Эрика Поппе о трагических событиях на норвежском острове, где от рук правого фанатика Брейвика пострадали десятки молодых людей. Эту совсем невыдающуюся ленту некоторые почему-то сочли претенденткой на главный приз, и напрасно. Предпочтение было отдано, возможно, несовершенному и спорному, но живому кино с периферийных территорий Европы, которое, что характерно, снимают режиссеры-женщины. (То же самое было год назад: тогда на Берлинале громко прозвучали фильмы венгерки Ильдико Эньеди и польки Агнешки Холланд.)

Второй по значению «Серебряный медведь» — гран-при жюри — достался польской картине «Лицо» Малгожаты Шумовской.

Это полная сарказма антиклерикальная притча о лицемерном обществе, раздираемом религиозностью и алчностью. Финансируя строительство самой большой в мире сверхдорогой статуи Христа, прихожане не могут собрать больше 20 злотых в помощь своему соседу — парню, пострадавшему на этом строительстве и подвергнутому операции по пересадке лица.

Радикальность решений жюри проявилась и в том, что немец Тыквер обошел наградами все четыре немецких фильма конкурсной программы, очень разных и привлекающих в том числе качественными актерскими работами. Но вместо Мари Боймер, чудесно сыгравшей Роми Шнайдер в фильме «Три дня в Киброне», жюри наградило Ану Брун из парагвайской картины «Наследницы» Марчело Мартинесси (она также получила приз Альфреда Бауэра). А Францу Роговскому (он выразительно выступил сразу в двух немецких фильмах — «Транзит» и «Между полок») предпочли француза Антони Бажона из «Молитвы».

За пределами конкурса самым значительным стал фильм режиссера Ху Бо «Слон сидит спокойно», отмеченный призом ФИПРЕССИ. В окутанном смогом и безнадегой северном китайском городе камера вычленяет сверхкрупным планом нескольких героев. За единственным исключением (пенсионер, которого дети намерены отправить в дом престарелых), они молоды. Персонажей объединяет мечта вырваться из мрака подлости и предательства, тоски и рутины. Их манит город Маньчжоули (Маньчжурия, у русской границы), где в зоопарке есть чудесный слон: он сидит и смотрит, как мир катится в тартарары. Удается добраться до него только самым чистым душам, но все они в конфликте с обществом и законом. Что их ждет еще в одном провинциальном городе? Увы, фестиваль открыл нового режиссера и невольно закрыл его. 29-летний Ху Бо, обретший известность как писатель и дебютировавший в кино, красивый талантливый молодой человек, в конце прошлого года повесился на лестничной клетке.

В тренды нынешнего Берлинале органично вписались российские фильмы и режиссеры: они обратили на себя внимание не только темами своих работ, но и поисками в области киноязыка. «Довлатов» помимо официального награжден призом жюри газеты Berliner Morgenpost, а «Profile» Тимура Бекмамбетова — призом публики в программе «Панорама».

Вся лента