Другая криптовалюта

Кому нужны секскойны, догкойны и путинкойны

"Деньги" попытались разобраться в причинах криптовалютного бума и выяснить, чем же различные криптовалюты отличаются друг от друга.

Фото: Reuters

Кирилл Сарханянц

По праву первого

Девять лет назад выяснилось, что любой человек может создать собственную цифровую валюту, в обход банков и правительств. Идея оказалась столь популярной, что на сегодняшний день в мире существует уже более 1,5 тыс. криптовалют и их число растет чуть ли не каждый день. При этом одни из них стоят тысячи долларов, а стоимость других не превышает и цента.

Первой в мире криптовалютой стал биткойн, появившийся на свет в январе 2009 года внутри одноименной платежной системы. Это сейчас о нем знает каждый второй, а к концу 2011 года у этой платежной системы было всего два активных пользователя. Причем одним из них был сам основатель системы. Выдуманная валюта циркулировала внутри необычной платежной системы, она годами оценивалась не выше доллара. Все изменилось в 2013 году, когда на фоне мирового финансового кризиса инвесторы ринулись спасать капиталы, вкладываясь в новый финансовый инструмент — биткойн. В результате его цена подскочила к концу того же года до $1 тыс., что, в свою очередь, вдохновило разработчиков по всему миру создавать собственные криптовалюты.

Многие разработчики увидели потенциал в новой технологии. На создание собственных решений их подталкивала еще и техническая ограниченность Bitcoin. Очень скоро стало очевидно, что эта платежная система слишком громоздка и не способна составить реальную конкуренцию традиционным финансовым инструментам. Для сравнения: на текущий момент Visa обрабатывает около 56 тыс. операций в секунду. У проекта Сатоси Накамото (именно так, по легенде, зовут создателя биткойна) этот показатель не превышает 15. Технологическая пропасть. Сократить это отставание за все годы разработчики, занимающиеся поддержкой и развитием Bitcoin, пока так и не смогли.

Следующие за биткойном

За девять лет было создано огромное количество проектов, построенных вокруг технологии блокчейн. По данным coinmarketcap, только криптовалют на сегодняшний день в мире официально существует около 1,5 тыс., любой из них могут пользоваться сотни проектов.

Первым потомком биткойна стала платежная система Litecoin, созданная в 2011 году. Как следует из ее названия, это облегченная версия Bitcoin, которая отличается большей скоростью проведения трансакций. Кроме того, в Litecoin была встроена функция обмена лайткойнов на многие другие криптовалюты. Платежные системы с собственными криптовалютами — такими были проекты первой волны. Среди тех, кто до сих пор остается на вершине "таблицы", можно отметить Dash, Monero и Ripple. У каждой из них есть свои особенности, которые выделяют их на фоне остальных. Отчасти это и позволяет им оставаться на плаву вот уже несколько лет.

Криптовалютна сегодняшний день в мире официально существует около 1, 5 тыс.

Правда, с Visa или MasterCard они тягаться пока не могут. Пока — потому что сейчас на рынке криптовалют появляется все больше технических решений, которые потенциально могут увеличить мощность как Bitcoin, так и всех прочих децентрализованных платежных систем в сотни, а то и тысячи раз. Среди таких решений проблемы масштабируемости — SegWit и Lightning Network. "SegWit был внедрен в Bitcoin и некоторые другие блокчейны еще в прошлом году, и это решение уже работает. Однако ожидать от него полномасштабного эффекта стоит не раньше чем через два-три года",— считает эксперт в области криптовалют и блокчейна, основатель телеграм-канала BlockchainRF Ани Асланян. Что касается Lightning Network, то эта надстройка для блокчейна уже работает. Однако, по мнению эксперта, и она оказалась далека от совершенства. Например, на открытие и закрытие канала, по которому будут проведены трансакции, уходит в сумме 0,5 биткойна. "В нынешних реалиях это слишком большая сумма,— говорит госпожа Асланян.— Впрочем, изначально LN и был рассчитан на больших игроков, таких как финансовые институты и биржи".

"Биткойн 2.0" — так называли проект Виталика Бутерина Ethereum. Канадец российского происхождения разработал целую платформу для создания и работы децентрализованных приложений. Он взял за основу всю ту же технологию блокчейн, на которой работают Bitcoin и его потомки, и добавил к ней "умные контракты". Теперь у разработчиков появилась возможность создавать не только децентрализованные, но и автономные программы. А их голубой мечтой стало создание децентрализованной автономной компании.

Все это подводит нас ко второму типу криптовалют — таких как эфиры. Это виртуальные монеты, по сути, выполняющие техническую функцию в системе, являясь вознаграждением за работу майнеров. Но они не главное и не суть таких систем. Помимо Ethereum среди лидеров по рыночной капитализации числятся монеты платформ Cardano и NEO.

И пошли все на три буквы

Весь 2017 год можно охарактеризовать двумя словами — криптовалютная лихорадка. Весь мир следил за тем, как биткойн пробивает одну психологическую отметку за другой. И главной причиной такого всплеска стали всего три буквы — ICO. Явление, которое не могло не появиться в эпоху "кикстартеров" и криптовалютного бума. Вплоть до 2017 года проведение ICO было единичными случаями, но прошлый год все изменил.

Если раньше в мире блокчейна были койны, то ICO предполагает появление нового типа цифровых монет — токенов. Это те самые валюты, которые выполняют роль акций для первичного размещения нового типа. По сути, это те же акции, которые инвесторы приобретают у компании-разработчика в обмен на возможную прибыль в будущем и бонусы. Только возни с документами тут для самих разработчиков гораздо меньше. Почти все размещения токенов проходят на площадке Ethereum, а общее количество таких криптовалют составляет почти 600.

Именно с ICO связан бурный рост стоимости криптовалют, считает сооснователь проекта Quantor.co Сергей Большаков: "В 2017 году рост цен криптовалют был во многом вызван всплеском интереса к инвестированию со стороны обычных людей. Это были "адепты всего нового", их не так уж и много, и когда их приток закончился, то и рост цены остановился, и далее цены начали снижаться".

ICO как способ сбора средств привлекает как молодые технологичные компании и стартапы, так и корпорации с богатой историей. Например, легенда фотоиндустрии, пережившая в 2012 году банкротство Kodak объявила, что тоже хочет провести ICO — для этого будут выпущены токены KodakCoin. Само размещение должно было произойти 1 февраля, но в итоге было отложено еще на несколько недель.

Сейчас же внимание инвесторов приковано к Telegram: проект Павла Дурова обещает не просто провести ICO, в ходе которого может быть собрано более $1 млрд, а создать платформу нового поколения на базе своего мессенджера. Называться она будет Telegram Open Network. Если верить технической документации, появившейся в сети, в ней будут решены проблемы как масштабируемости сети, так и скорости проведения трансакций. Все то, что мешало предшественникам бороться с Visa и MasterCard и стать по-настоящему глобальными проектами. Платежи будут осуществляться в TON как в собственной криптовалюте Gram, так и в фиатных валютах. Сам Павел Дуров хранит молчание, не подтверждая даже подлинность технической документации проекта. Пока он лишь предостерег от покупки Gram — их сейчас могут продавать только мошенники.

"Рынок токенов и дальше будет развиваться, так как новым проектам объективно нужны средства на развитие, а инвесторам интересна возможность вложиться в перспективные проекты и темы за пределами их родных стран. Скорее всего, основными странами происхождения проектов, успешно собирающих средства, останутся те же, кто лидировал в 2017 году,— страны с большим капиталом: США, Гонконг (как возможность инвестировать в ICO для китайских инвесторов, пока в Китае это запрещено), крупнейшие европейские страны и страны с сильным техническим бэкграундом — прежде всего Россия, Израиль",— считает господин Большаков.

Каждому по койну

Криптовалют с различными свойствами очень много. Есть даже национальные криптовалюты, что само по себе нонсенс. Но есть такие, которые выделяются из общей массы за счет своей экстравагантности, какие-то вовсе создаются ради шутки. Как это, например, было с Dogecoin — валютой, созданной в 2013 году Джексоном Палмером и Билли Маркусом в честь интернет-мема с собакой породы сиба-ину. Палмер уже давно вышел из этого проекта и перечислил все свои догкойны на благотворительность. Но это не помешало догкойнам вырасти в цене в конце 2017 года вместе со всеми другими криптовалютами — рыночная капитализация шуточной валюты перевалила в начале января за $2 млрд.

"Я доверяю разработчикам Dogecoin, которые поддерживают работоспособность монеты и ее безопасное использование, но сам факт, что пародийная криптовалюта, не выпускавшая обновлений более двух лет, имеет рыночную капитализацию выше $1 млрд, многое говорит о текущем состоянии индустрии",— сказал Палмер в одном из интервью. И таких валют, посвященных интернет-мемам, довольно много. Тут и Catcoin, и Tyancoin, и Monacoin. Не так давно появилась криптовалюта и в честь знаменитого мема с лягушонком Пепе — его в своих твитах использовал даже Дональд Трамп. К слову, о Трампе: в его честь тоже есть криптовалюты — Trumpcoin и President Trump. Столько же создано и в честь российского президента — PutinCoin и Putin Classic.

Есть, правда, и куда более пикантные криптовалюты. Например, Titcoin и Sexcoin обслуживают индустрию развлечений для взрослых. А криптовалюта с названием Potcoin обслуживает рынок марихуаны. И конечно, не обошлось без афер и финансовых пирамид. Их за эти годы были десятки. У россиян словосочетание "финансовая пирамида" еще долго будет ассоциироваться с именем Сергея Мавроди и его МММ, процветавшим в начале 1990-х. В 2007 году его признали виновным в мошенничестве и приговорили к четырем с половиной годам тюремного заключения. Но это, кажется, только раззадорило предпринимателя. Теперь он штурмует своими пирамидами Китай, Индию, Зимбабве, Нигерию, ЮАР и еще несколько африканских стран. В первых его "криптопирамидах" использовался биткойн, потом создатель МММ перешел на собственную валюту — маврокойны.

Криптовалюты по объему рыночной капитализации ($ млрд)




1Bitcoin139,5
2Ethereum81,1
3Ripple39,2
4Bitcoin Cash21,15
5Cardano9,65
6Litecoin8,35
7NEO6,94
8Stellar6,9
9EOS5,7
10IOTA4,85
11NEM4,8
12Dash4,72
13Monero3,62
14Lisk3,04
15TRON2,84
16Ethereum Classic2,44
17Tether2,22
18Bitcoin Gold2,11
19Qtum2,09
20VeChain1,93

Источник: coinmarketcap.com, на 11.02.2018

Количество проведенных ICO и собранные средства ($ млн)

МесяцКоличество
ICO
Сумма
мар.17317,57
апр.171064,14
май.1720228,8
июн.1728764,36
июл.1731434,95
авг.1760346,75
сен.1776865,54
окт.17117850,93
ноя.17136704,18
дек.172131389,87
янв.18160521,92
фев.184990

Источник: icobench.com

Спекулятивный хайп

Советник президента России по вопросам интернета, владелец компании LiveInternet Герман Клименко признался "Деньгам", что к нему до сих пор приходят весьма известные предприниматели с просьбой "запустить собственную криптовалюту". По выражению господина Клименко, в ответ он "молчит, потупив глаза".

"К сожалению, хайп неудержимого роста, вызванный бесконтрольным ростом ICO, превратил криптовалюты из расчетного инструмента с перспективами на формирование международной платежной системы в высокорискованный спекулятивный инструмент с крайне негативным отношением всех ЦБ мира к данному продукту",— говорит Герман Клименко. По его словам, в таких условиях шансы на занятие существенной доли финансового рынка у криптовалют отсутствуют. На его взгляд, если ситуацию удастся стабилизировать и вернуть криптовалюты в русло финансово-расчетной деятельности, то у биткойна пока подавляющее репутационное преимущество перед любыми альтернативами. "Правда, надо учитывать, что развитие цифровой экономики идет существенно более высокими темпами и прогнозы горизонтом за год нерелевантны",— добавляет господин Клименко.

Большинство опрошенных "Деньгами" экспертов склоняются к тому, что в итоге из сотен существующих ныне койнов и токенов в мире останутся лишь единицы. При этом все соглашаются в том, что рынку криптовалют необходимо регулирование. "В 2018 году обязательно будет усиливаться регуляция. Приход институциональных игроков установит более справедливую цену на криптовалюты, что отчасти уже начало происходить после запуска фьючерсов на биткойн в Чикаго (на биржах CME и СВОЕ). Это хорошо для крипторынка в долгосрочной перспективе, но краткосрочно может играть против него",— полагает господин Большаков.

В России еще нет готового законодательства, регулирующего эту сферу. Пока был представлен только законопроект, подготовленный Министерством финансов и Банком России. Но даже между ними есть разногласия по ключевым вопросам. Герман Клименко же рекомендует россиянам пока держаться подальше от криптовалютной лихорадки: "До появления какой-то разумной регуляторики я бы не советовал непрофессиональным участникам рынка ценных бумаг даже близко подходить к теме криптовалют. Падение с $20 тыс. до $6 тыс. показывает, что это не просто рискованный рынок, а сверхрискованный и потерять на нем деньги ничего не стоит".

Алексей Ермаков, директор по продукту GPB Digital, руководитель проекта Aximetria

Математики все время стараются описать повседневную жизнь как формулу. Порой получается очень убедительно. Но это только до тех пор, пока в игру не вступают чисто человеческие переменные — выгода, риски, совесть, доверие, жажда справедливости, гуманизм. Тут математика заканчивается, и начинается как минимум психология.

Читать далее

Вся лента