Тень «троллей» ложится на всех пользователей

Как зарубежные соцсети отреагируют на «русское дело»

«Русским троллям» предъявлены обвинения в США — следствие уверено, что они влияли на ход президентских выборов. Детали изложены на 37 страницах. Что им грозит, и чем обернется «русское дело» для пользователей соцсетей, выясняла Татьяна Гомозова.

Фото: Игорь Елисеев, Коммерсантъ

«Россия смеется над Америкой», — заявил Дональд Трамп в своем Twitter. Президент США считает, что если целью Москвы было посеять в стране хаос, то она явно в этом преуспела.

В Штатах обсуждают обвинение, предъявленное Минюстом 13 россиянам и трем компаниям, во вмешательстве в их политическую систему, включая президентские выборы. По данным следствия, сотрудники так называемой «фабрики троллей» — «Агентства интернет-исследований» — с 2014 года влияли на общественное мнение США через завуалированную пропаганду и прямую политическую рекламу в соцсетях. Обвинение выдвинуто по восьми статьям, включая сговор, интернет-мошенничество и кражу личности, сообщил заместитель генерального прокурора Род Розейнстайн:

«Чтобы скрыть происхождение своих действий, они приобрели место на сервере в США, и развернули на нем сеть VPN. На этой инфраструктуре они создали сотни аккаунтов в соцсетях, включая Facebook, Instagram и Twitter. При этом они использовали украденные персональные данные, фальшивые банковские счета и поддельные документы. Обвиняемые притворялись политически и социально активными американцами, выступая за или против некоторых кандидатов в президенты».

Они также нанимали реальных американцев для поддержки и организовывали реальные политические демонстрации. По данным ФБР, на кампанию было потрачено более $1 млн. Спонсором и руководителем группы следствие считает бизнесмена Евгения Пригожина. Господин Пригожин отвергает обвинения, остальные предполагаемые фигуранты говорят, что речь идет не о них, отрицают причастность или отказываются комментировать.

Вашингтон готов потребовать их экстрадиции. Адвокат Алексей Бинецкий, который занимался делом россиянина Виктора Бута, пояснил, что фигуранты дела уже невыездные: «Экстрадиция — это как бы конечная стадия. Если против них возбуждено уголовное судопроизводство в Соединенных Штатах и принято решение о предъявлении им обвинений, соответственно, они находятся уже в списках Интерпола. Для них закрыта большая часть мира. Кроме того, мощная система контроля работает: даже если они купят билет на самолет в страну, которая теоретически не выдает, — скажем, на Кубу, — ничто не мешает создать ситуацию, при которой самолет, на котором они будут лететь, сядет где-нибудь в Лиссабоне». При этом, пояснил господин Бинецкий, они могут опротестовать обвинения, наняв адвокатов в США.

По данным следствия, активнее всего тролли использовали Facebook. Его вице-президент Роб Голдман заявил в воскресенье, что большая часть рекламы от русских появилась после избрания Трампа, из чего следует, что их целью была не поддержка кандидата, а раскол в обществе. Соцсеть пообещала, что уже в этом году начнет требовать у покупателей политической рекламы подтверждения личности по почте — не электронной, а традиционной.

Ужесточение верификации в соцсетях неизбежно, считает директор по исследованиям компании Social Discovery Ventures Андрей Михайлюк:

«Вопрос в том, кто из крупных игроков будет готов первым, и кто из крупных игроков будет готов самостоятельно внедрить сложную схему верификации. Тут есть очень интересные варианты, которые, например, используют дейтинговые проекты — большинство сервисов, например, требуют снять селфи в момент регистрации, чтобы понять, что человек на аватаре, и человек, который этот аккаунт ведет, один и тот же. В более серьезных сервисах, где поле для взаимодействия друг с другом за деньги — например, Airbnb — работает специальная команда и специальные алгоритмы проверки документов. И все чаще, например, появляются требования к человеку предоставить фото или видео себя вместе со своим документом».

«Facebook, в первую очередь, как и любая крупная социальная сеть, зарабатывает деньги. Для того, чтобы зарабатывать деньги, ресурсу нужны пользователи, которые будут смотреть рекламу, кликать на нее. Естественно, рекламодателям не нужно огромное количество фейковых и анонимных аккаунтов, — продолжает Михалюк. — Другое дело, что при этом Facebook, конечно, нужно соблюдать некий статус-кво, не позволяя уж совсем зажимать пользователей хотя бы потому, что из-за этого может произойти существенный их отток. Но порядка 30% пользователей Facebook, например, не ставят на аватар реальную фотографию, но при этом это абсолютно реальные люди, по которым платежные профили составляются, которым можно классно крутить рекламу. Какая-то часть из них покинет сеть, если их заставят поставить хотя бы реальные фотографии на аватар. Поэтому поиск баланса и постепенное закручивание гаек, а потом чуть-чуть их откручивание — это неизбежная судьба любой социальной сети, которая монетизируется за счет пользователей».

Дональд Трамп в воскресенье заявил также, что в ФБР слишком увлеклись «русским делом», и потому не смогли предотвратить стрельбу во флоридской школе. И подчеркнул, что раз «фабрика троллей» начала работать в 2014 году, то и винить в их успехе надо не его, а Барака Обаму.

В МИД России назвали обвинения США в адрес «фабрики троллей» абсурдом. А министр Сергей Лавров сказал: «Пока мы не увидим фактов, все остальное будет трепотней».

Вся лента