АСВ берется за трасты

Что означает решение английского суда по активам Сергея Пугачева

Высокий Суд Лондона разрешил продать очередные активы банкира Сергея Пугачева — Агентство по страхованию вкладов получит доступ к новозеландским трастам основателя Межпромбанка. Сам Пугачев причастность к этим активам отрицает. Так ли это? И сколько сможет выручить АСВ? Разбирался Алексей Соколов.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Межпромбанк, которым владел бывший сенатор Сергей Пугачев, был лишен лицензии и признан банкротом в 2010 году, а его руководство обвинили в незаконном выводе более 125 млрд руб. Сам банкир уехал за границу и позже получил французское гражданство. В России Сергей Пугачев объявлен в розыск.

За несколько лет процесса многое из его имущества арестовали, например, 47-метровую яхту, недвижимость во Франции, Великобритании, Швейцарии и других странах. Между тем, как правило, такие санкции обычно означают, что собственнику запрещается продавать активы, а вот пользоваться ими можно.

Теперь по решению Высокого суда Лондона российское Агентство по страхованию вкладов сможет реализовать еще и активы Пугачева, размещенные в пяти новозеландских трастах, в которых могут содержаться активы на десятки миллионов долларов.

Сам Сергей Пугачев в интервью «Коммерсантъ FM» сообщил, что очередная победа АСВ не столь однозначна: «Начиная с 2014 года, агентство заявляет о том, что оно наложило обеспечительные меры в английском суде на мои активы на сумму более 1 млрд по всему миру, и с тех пор усиленно пытается заставить всех думать, что эти деньги практически уже поступили в конкурсную массу, осталось их только раздать. Постоянно АСВ рапортует о том, что у меня изъяты какие-то дома, самолеты, яхты, но, тем не менее, за это время не произошло ничего».

Между тем, по решению Высокого суда Лондона АСВ теперь сможет претендовать еще на два актива Пугачева — дорогостоящую недвижимость в английской столице: особняк на улице Glebe Place и поместье XII века Old Battersea. Судя по всему, их впоследствии тоже смогут реализовать в счет долгов перед пострадавшими от банкротства Межпромбанка.

При этом до продажи даже давно арестованных активов дело пока не дошло. Этот процесс может занять большое количество времени, считает главный аналитик УК «Ронин Траст» Андрей Верхоланцев. Он добавил, что узнать, какие именно активы Пугачев держал в трастах, невозможно, пока имущество полностью не отойдет к АСВ: «Процесс реализации может затянуться на достаточно длительный период, если соблюдать все процедуры и пытаться выручить максимальную прибыль. Что касается активов, то они могут быть любыми, поскольку само понятие "траст" подразумевает, что его инициатор может передать туда любое имущество, то есть это могут быть акции, недвижимость, деньги, что угодно. После того как АСВ получит полный контроль, только тогда, наверное, мы сможем узнать, о чем же все-таки идет речь».

В прошлом году АСВ обвинили в том, что агентство тратит слишком много денег на поиск зарубежных активов должников. В ФНС заявили, что расходы на привлеченных специалистов составляют более 50% вырученных от продажи имущества должников средств, а в отдельных случаях и вовсе превышают эту сумму.

В АСВ не смогли предоставить «Коммерсантъ FM» оперативный комментарий.

Вся лента