Павлу Грудинину выработали встречный план

Намечен маршрут предвыборного турне кандидата от КПРФ

Выдвинутый КПРФ в президенты Павел Грудинин начал предвыборное турне по регионам с Петербурга. Всего за время кампании он побывает в 10–15 субъектах РФ во всех федеральных округах и объедет больше регионов, чем кандидаты от КПРФ во время предыдущих президентских кампаний. Кандидату Грудинину приходится повышать узнаваемость путем личных встреч, говорят “Ъ” в партии: в 2012 году лидер КПРФ Геннадий Зюганов в этом не нуждался. Тогда он не выезжал за пределы Центрального федерального округа (ЦФО).

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Поездки по регионам директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин, выдвинутый в президенты КПРФ, начинает с Петербурга. 19 января он возложит цветы к памятнику жителям блокадного Ленинграда и посетит Кировский завод — это мероприятие закрыто для прессы. Как сообщила “Ъ” глава горкома КПРФ Ольга Ходунова, кандидат «посмотрит производство, пообщается с коллективом и руководством предприятия». Геннадий Зюганов, возглавивший штаб господина Грудинина, будет сопровождать его не во всех регионах, говорят в партии, но в Петербург приедет: они вместе проведут встречу со сторонниками.

В 2012 году лидер компартии, выдвинувшись в президенты, начинал тур в Орловской области. Это родной для господина Зюганова регион, где КПРФ долгие годы успешно выступала на выборах. Там он устроил презентацию программы «Русский старт». Теперь регион обойдут стороной. В руководстве партии обсуждали, посещать ли область и на этот раз (в регионе врио губернатора от КПРФ Андрей Клычков), но от такой идеи в итоге отказались.

В итоге за кампанию планируется сделать 10–15 выездов, сказал “Ъ” зампред ЦК КПРФ депутат Госдумы Юрий Афонин. «Практически все регионы инициировали его приезд к себе. График будет составляться так, чтобы учесть месяц агитации, когда идут дебаты»,— сказал он. После Петербурга, как уже сообщал “Ъ” 11 января, Павел Грудинин посетит несколько городов-миллионников. По словам собеседников “Ъ” в КПРФ, среди них Самара, Екатеринбург, Уфа, а также Ростов-на-Дону — в области может состояться встреча кандидата с шахтерами. Между делом он посетит и агитационные мероприятия в Москве: 21 января будет возложение цветов Владимиру Ленину. Предусмотрено посещение Северной Осетии, а также Новосибирска. Мэр города — коммунист, который может пойти на губернаторские выборы. Пока поездки распланированы до середины февраля, когда в Центризбиркоме пройдет жеребьевка бесплатного эфирного времени на госканалах. Зампред ЦК КПРФ депутат Дмитрий Новиков говорит, что график будет уточняться: «Поездки будут продолжаться и после того, как начнется агитационная кампания в СМИ».

«Активно ездить по регионам нужно, ведь у Грудинина пока еще недостаточная узнаваемость,— считает один из партийцев.— Поездки всегда освещают в регионах, и на них обращает внимание телевидение». Накануне фонд «Общественное мнение» обнародовал данные опроса, согласно которым 69% респондентов «впервые слышат» о Павле Грудинине (17% узнали о нем после съезда КПРФ, 14% знали эту фамилию и раньше). Наиболее узнаваем он в Москве (почти 50%). За действующего президента Владимира Путина, согласно этому же опросу, готовы проголосовать 65,9%, за кандидата КПРФ — 6,2%, за Владимира Жириновского — 6%. Следующий кандидат за ними — телеведущая Ксения Собчак (1,5%). Исследование ФОМ проводилось 14 января в 43 регионах среди 1,5 тыс. человек (погрешность не более 3,6%).

Геннадий Зюганов во время выборов 2012 года, хотя целью был заявлен второй тур, не выезжал за пределы ЦФО (см. график). Ему это не было нужно, говорит собеседник “Ъ” в КПРФ: «У него не было и нет проблем с известностью, поэтому ставка была сделана на телевидение. Теперь же ставка сделана на прямое рукопожатие». Агитация в СМИ начнется с 17 февраля, жеребьевка бесплатного эфирного времени пройдет с 12 по 15 февраля. Тогда будет определено, в каком порядке и с кем будут дебатировать кандидаты, напомнила “Ъ” секретарь Центризбиркома Майя Гришина. В ЦИК уже поступили заявки от телеканалов, которые готовы предоставить платное эфирное время. «Обычно время дорогое, а избирательный фонд ограничен, и кандидатам хватает бесплатного времени на ВГТРК, ТВЦ и “Общественном телевидении России”»,— говорит Майя Гришина.

Политолог Николай Миронов считает, что значение поездок в регионы велико, поскольку «личные встречи с людьми запоминаются лучше, чем говорящая голова по телевизору». «Плюс получается доступ к местным СМИ, что дает дополнительную узнаваемость»,— считает он.

Максим Иванов; Мария Карпенко, Санкт-Петербург

Вся лента