Минобороны начало поисковую операцию

Военные не верят, что боевики самостоятельно подготовили атаку на объекты в Сирии

Во вторник Минобороны ответило на заявление Пентагона относительно «доступности» технологий, которые сирийские боевики использовали для создания ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и последующей атаки на объекты в Хмеймиме и Тартусе. В ведомстве утверждают, что для программирования беспилотника и сброса с него боеприпасов нужно иметь инженерное образование, а точные координаты целей и вовсе основывались на данных космической разведки. В Пентагоне, в свою очередь, заявили, что предположения о причастности США к атаке боевиков «не имеют под собой основы» и «крайне безответственны».

Фото: ТАСС

Поводом для ответа Минобороны стало заявление представителя Пентагона Адриана Рэнкин-Гэллоуэя по поводу технологий, которые радикальные исламисты использовали для создания ударных БПЛА. Напомним, что в ночь на 6 января десять таких беспилотников были направлены к авиабазе Хмеймим, еще три — к пункту материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе. Из них шесть подразделения РЭБ смогли взять под свой контроль (три из которых, правда, взорвались при приземлении), а оставшиеся были уничтожены расчетами зенитно-ракетных пушечных комплексов «Панцирь-С1». Господин Рэнкин-Гэллоуэй, комментируя причастность «развитых стран» к оказанию технической помощи боевикам, сказал: «Эти устройства и технологии могут быть легко приобретены на открытом рынке, и это повод для беспокойства».

Потери российской военной техники в Сирии

Смотреть

В Минобороны с этим не согласились. По их данным, для программирования контроллеров управления беспилотников и сброса боеприпасов в системе GPS боевикам нужно было окончить «приличную инженерную школу». «Да и получить точные координаты на основе данных космической разведки далеко не каждому под силу,— добавили в ведомстве.— Всего этого у террористов до недавнего времени не было». По словам офицера Минобороны РФ, у ведомства возник «законный интерес», о каких именно технологиях идет речь, где находится этот «рынок», а также какая спецслужба там торгует детальными фотоснимками поверхности. При этом он обратил внимание на «странное совпадение»: в момент атаки БПЛА на российские военные объекты в Средиземном море разведывательный самолет ВМС США B-8 Poseidon на высоте 7 тыс. м более четырех часов барражировал между Тартусом и Хмеймимом.

«Предположения о том, что США или силы коалиции сыграли роль в атаке на российскую базу, не имеют под собой фактологической основы и являются крайне безответственными»,— заявил во вторник господин Рэнкин-Гэллоуэй (цитата по ТАСС). При этом он отказался раскрывать задачи самолета Poseidon, которые тот выполнял в момент атаки БПЛА на объекты РФ в Сирии, но сам факт полета отрицать не стал. На вопрос о передаче американскими вооруженными силами каким-либо группировкам сирийской оппозиции технологий, которые были использованы боевиками при создании БПЛА, он отвечать не стал. По словам военного эксперта Алексея Леонкова, перечисленные Минобороны РФ факты действительно не являются исчерпывающими доказательствами стороннего участия в атаке на российские объекты. «Но странным выглядит, например, само исполнение БПЛА, которое позволяет аппаратам пройти незамеченными средствами радиолокации,— отмечает он.— До этого радикальные исламисты сами додуматься вряд ли бы смогли».

Минобороны РФ выбрало максимально обезличенные формулировки не случайно: по словам источника “Ъ”, близкого к ведомству, жесткие заявления звучат в адрес США только после того, как руководство министерства убедится в наличии серьезной доказательной базы. Сейчас идет ее сбор: одни специалисты изучают технические характеристики БПЛА, оказавшихся в распоряжении военных, а другие совместно с представителями спецслужб занимаются изучением смесей, которые боевики использовали для создания самодельных взрывчатых устройств. По словам одного из собеседников “Ъ”, некоторые из радикальных группировок неоднократно пользовались оружием, которое попадало им из стран Восточной Европы (например, Болгарии или Румынии) по американской программе помощи союзникам. Он убежден, что по аналогичной схеме боевикам могли доставаться минометные снаряды, которые они впоследствии адаптировали для сброса с БПЛА. Эта информация будет проверяться по линии разведывательных служб: им уже поставлена задача выявить каналы поставок боевикам компонентов и взрывчатых веществ.

Александра Джорджевич, Иван Сафронов

Вся лента