Эпохальные открытия года

Дмитрий Буткевич — о самых значимых событиях в области искусствознания

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о трех самых важных открытиях, случившихся в 2017 году. Во-первых, стало известно имя матери Леонардо да Винчи; во-вторых, нашелся портрет герцога Бекингема кисти Питера Пауля Рубенса, и, наконец, обнаружены две фрески Рафаэля.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Помимо удивительных событий на мировом арт-рынке, 2017-й отметился еще и рядом эпохальных открытий в области академического искусствознания. Об этом пишет сайт Artchive.

Первое событие — открытие имени и судьбы матери Леонардо да Винчи. В июне профессор истории искусств из Оксфорда Мартин Кемп опубликовал книгу о ней. Личность этой женщины всегда была покрыта тайной, известно было лишь, что ее звали Катериной. Кемп отыскал финансовые документы XV века, на которые не обращали внимания другие искусствоведы. Выяснилось, что будущего автора самой дорогой картины в мире родила Катерина ди Мео Липпи, — бедная сирота, которая жила с бабушкой в ветхом фермерском доме примерно в миле от Винчи. Ей было 15, когда ее соблазнил 25-летний Пьеро да Винчи, юрист из Флоренции.

Второе. В сентябре искусствовед и телеведущий Бендор Гросвенор объявил о потрясающем открытии: портрет герцога Бекингема кисти Питера Пауля Рубенса, считавшийся утраченным на протяжении 400 лет, нашли в Шотландии. До этого картина из коллекции Дома-музея Поллока в Глазго считалась лишь копией. Гросвенор увидел работу во время обычного частного визита в музей с женой и дочерью; заподозрил «неладное», стал проверять аутентичность полотна и обнаружил, что это подготовительный этюд к большому полотну, которое было написано Рубенсом в 1625 году и действительно сгорело в 1949-м. Атрибуцию подтвердил «Дом Рубенса» в Антверпене.

Третье открытие — это случайное обретение последних работ Рафаэля Санти на стенах Ватикана. Сразу две фрески Рафаэля были обнаружены во время очистки и реставрации Зала Константина в Музеях Ватикана. Предполагают, что это последние по времени создания работы одного из титанов Возрождения, сделанные незадолго до его смерти в 1520 году, которая случилась в возрасте 37 лет.

Женские фигуры, олицетворяющие Правосудие и Дружбу, были созданы во время росписи личных апартаментов папы Юлия II. Рафаэль скончался прежде, чем закончил всю работу. После этого над стенами работали другие художники, и эти две работы были «записаны» и забыты. От других, соседних фресок их отличают мазки, характерные для Рафаэля.

В следующем году продолжим?!

Вся лента