В поисках врагов народа

Анна Занина о возможности запрета международных юрфирм в России

Нужны ли России иностранные юрфирмы? Вопрос поднимается не в первый раз, но впервые начал обсуждаться всерьез и тут же обернулся скандалом. В проекте концепции адвокатской монополии от Минюста предлагается ввести ограничения, которые де-факто не позволят международным юрфирмам (ILF) продолжить работу в РФ. В ILF уже заявили, что это может привести к оттоку иностранных инвесторов и проблемам российского бизнеса при проведении сделок. За последнюю неделю вопрос обсуждался в Совете федерации (СФ) и Федеральной палате адвокатов (ФПА), закончившись идеей о работе с ILF в поисках компромисса. Казалось бы, надежда на цивилизованное решение остается. Но заявления отдельных политиков, увы, наводят на мысли о возвращении к риторике о «поисках врагов народа».

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Так, сенатор Андрей Клишас на следующий день после круглого стола в СФ ответил на вопросы «Российской газеты» об ограничениях работы ILF. По его мнению, предложения концепции «корректны и оправданны», особенно при учете антироссийских санкций, в связи с чем нужно принять меры «для защиты суверенитета РФ» и учесть все «лазейки» для злоупотреблений, в том числе «в части предоставления информации различным иностранным структурам». Он отметил, что «сфера оказания юридических услуг является крайне информационно емкой, рисковой», а передача юристами ILF сведений о деятельности российских обществ «иностранным интересантам» может повлечь «существенные неблагоприятные последствия для российского бизнеса, чего, конечно, категорически нельзя допускать».

Хотелось бы ответить господину Клишасу на его волнения о передаче информации. Во-первых, на своем десятилетнем опыте работы журналистом я убедилась, что юристы ILF очень строго соблюдают конфиденциальность и получить от них сведения по делам почти невозможно. Более того, подчас их стремление защитить клиента доходит до абсурда. Так, в активной фазе дела ЮКОСа за рубежом White & Case, представляющая РФ, отказалась сообщить нам дату очередного слушания, в то время как в самом суде это рассказали без проблем. Во-вторых, даже на встрече ФПА с ILF отмечалось, что зарубежные правила профессиональной этики адвокатов и, в частности, положения о конфликте интересов проработаны гораздо тщательнее, чем российские.

Да и тендеры наших компаний, в том числе государственных, нередко выигрывают ILF. Только за последние несколько месяцев контракты заключили Morgan Lewis International (с ВЭБом), Wilmer Cutler Pickering Hale and Dorr (с «Газпром экспортом»), Latham & Watkins (с ВТБ и «РусГидро»), Dentons Europe (с «Зарубежнефтью»). И это логично, поскольку конкурсы объявлялись на юруслуги в сфере иностранного права. Очевидно, российские компании, в отличие от сенатора, не боятся слива информации «иностранным интересантам».

Вся лента