Обновлено 0:24 , 12.12

ЛУКОЙЛ выходит в открытый кокс

Компания за четыре года вложит $1 млрд в развитие нижегородского НПЗ

Компания ЛУКОЙЛ в 2018 году начнет новый цикл инвестирования в развитие нижегородской площадки. За четыре года концерн намерен вложить около $1 млрд в углубление переработки нефти методом коксования на заводе «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Ранее ЛУКОЙЛ планировал углубить переработку нефти путем строительства комплекса гидрокрекинга тяжелых остатков, однако счел коксование более эффективным. Эксперты соглашаются, что этот способ более перспективный с точки зрения реализации конечного продукта.

Комплекс мощностью 2,1 млн т сырья в год ­ЛУКОЙЛ намерен ввести в 2021 году

Фото: Михаил Солунин, Коммерсантъ

О начале нового цикла инвестирования в нижегородскую площадку президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов сообщил в ходе подписания рамочного соглашения с врио губернатора Нижегородской области Глебом Никитиным. Крупнейшим проектом за период действия договоренностей, рассчитанных до 2022 года, на нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) станет строительство установки замедленного коксования (УЗК), в комплекс также войдут установки гидроочистки дизельного топлива, газофракционирования, производства водорода и серы и инфраструктурные объекты. В комплекс мощностью 2,1 млн т сырья в год ­ЛУКОЙЛ намерен вложить более $1 млрд. Его строительство и оптимизация производства увеличит выход светлых нефтепродуктов более чем на 10% (сейчас — 64%) при сокращении выпуска мазута на 2,7 млн т в год. ­Глубина переработки нефти после ввода комплекса в эксплуатацию вырастет с 77% до 94%. Ввод комплекса намечен на 2021 год. ЛУКОЙЛ уже разработал проектную документацию и подписал контракты на поставку основного оборудования с компаниями CB&I и Kinetics Technology.

Напомним, впервые речь о перспективах углубления переработки нефти на нижегородском НПЗ зашла еще в 2011 году. Тогда предполагалось решить эту задачу путем строительства комплекса гидрокрекинга тяжелых остатков. Однако в 2016 году, после разработки предпроектной документации и из-за экономических изменений, компания решила отложить этот проект и повысить глубину переработки нефти на заводе путем строительства УЗК, рассказал „Ъ“ генеральный директор нижегородского НПЗ Алексей Коваленко. «Этот проект более эффективный с точки зрения конъюнктуры рынка и экономической политики, особенно с учетом экспортных пошлин на мазут и акцизов на топливо внутри государства», — пояснил господин Коваленко, добавив, что при проектировании комплекса замедленного коксования использовалась часть наработок из проекта, ранее реализованного на пермском НПЗ ЛУКОЙЛа.

По словам руководителя информационно-аналитического центра RUPEC Андрея Костина, углубление переработки нефти призвано увеличить долю высокомаржинальных светлых нефтепродуктов и уменьшить долю низкомаржинальных темных нефтепродуктов. Благодаря этому российские нефтеперерабатывающие заводы смогут удержаться на плаву при самых жестких сценариях завершения «налогового маневра» (резкое снижение пошлины на экспорт нефти и светлых нефтепродуктов и повышение налога на добычу полезных ископаемых — „Ъ“). «Сейчас в России производится в год около 87 млн т темных нефтепродуктов, а потребляется — около 26–27 млн т., и спрос на них внутри страны падает и продолжит падение из-за неконкурентоспособности мазутной генерации и ужесточения экологических нормативов в бункерном топливе», — объясняет господин Костин. Поэтому нефтепереработчики, как правило, и выбирают между гидрокрекингом тяжелых остатков или коксованием. «Первый способ кратно дороже с точки зрения капитальных и эксплуатационных затрат, однако он почти не дает низкомаржинального остатка, но на выходе получается большое количество дизеля, который, во-первых, является постоянным объектом растущих акцизных изъятий со стороны государства, во-вторых, показывает слабую динамику в Европе, где с ним конкурирует бензин и альтернативные топлива для грузоперевозок и судоходства. Очевидно, ­ЛУКОЙЛ понимает, что и внутренний рынок дизельного топлива растет очень слабо, на нем высока доля суррогатов, поэтому и выбрал коксование», — рассуждает господин Костин. Установка коксования намного дешевле установки гидрокрекинга и при строительстве, и в эксплуатации, однако в силу высокой сернистости российской нефти кокс также выходит с повышенным содержанием серы, что серьезно ограничивает сферу его применения, говорит эксперт. Но даже при нулевой стоимости кокса проект будет рентабельным, считает Андрей Костин, потому что повысит выход светлых нефтепродуктов, а сера, полученная в качестве побочного продукта, будет востребована химиками для производства серной кислоты и минеральных удобрений. Риски проекта аналитик видит в затягивании сроков его реализации, а также в возможности появления новой технологии гидрокрекинга, которая сделает этот метод более эффективным.

Анна Павлова

Вся лента