Правила игры

проверяет выпускающий редактор делового блока Иван Кузнецов

«Вы работайте-работайте, на нас внимания не надо обращать. Мы вам мешать не будем, просто немного тут у вас посидим»,— плотный мужчина средних лет в темно-сером слегка помятом костюме излучает доброжелательность и спокойствие. Так начинается выездная проверка. В банке, в больнице, на оборонном или абсолютно мирном заводе. На нефтепромысле. В театре. В детском саду. Проверяют всех. С особым тщанием — тех, кто получил государственные деньги: выиграл тендер или просто не может обходиться без бюджетных средств по определению. А как без них обойтись? Идея негосударственных финансов в России приживается как-то плохо. «Казна все объемлет собою, держит все от себя в зависимости»,— писал Василий Розанов еще во времена первого «Коммерсанта». Вот и блюдут казенный интерес специально обученные люди.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Проверяют все. Очевидное следствие административных реформ последних лет — рост числа уполномоченных проверять.

Проверяют всё. Условия расходования средств, соблюдение нормативов, антимонопольного законодательства, правил хранения персональных данных. И при этом классической триады — санитарное состояние, пожарная безопасность и охрана труда — никто не отменял.

Проверяли всегда, но в последние годы все как-то идет по нарастающей. Ведомства наперебой рапортуют о сокращении числа выездных проверок, некоторые делают это с 2011 года, рискуя уйти в минус по этому показателю. А с кем ни поговори из тружеников бизнеса — у всех кто-то сидит. Или только что ушел, но обещал вернуться в следующем квартале, по плану. «И ты мне показатели эти в отдельную тетрадочку выпиши, что тебе трудно, что ли. И да, всю переписку по этим двадцати контрактам со всеми контрагентами за последний год, к понедельнику». И выписывают, и предоставляют.

Собственно на работу времени остается не так много, но если проверяющего информацией обделить, вопрос работы может ведь и отпасть.

«Зачем мне твой телефон? Дорогой, когда я тебе позвоню, поздно будет»,— плотные мужчины в темно-серых костюмах умеют быть убедительными.

Проверки — дело нужное, конечно. Вот только при таком контроле менеджеры и собственники уже в принципе не должны бы отвечать ни за какой форс-мажор. В банке или авиакомпании внезапно кончились все деньги, не построили к сроку мост, ракета ошиблась космодромом — вопросы должны быть к проверяющим. Им же предоставляли, копировали и выписывали в отдельную тетрадочку, они же протоколировали и визировали. Но увольнения и уголовные дела — по-прежнему удел не их, а менеджеров и собственников. И тут возникает вопрос… А впрочем, не буду вам мешать, вы готовьтесь к Новому году, готовьтесь, на меня внимания не надо обращать.

Вся лента