В споре России и ЮКОСа появились новые аргументы

Как развивается процесс в арбитражном суде Гааги

В истории с ЮКОСом внезапно возник новый эпизод. Адвокаты российской стороны заявили, что топ-менеджеры нефтяной компании заплатили деньги своему ключевому свидетелю за показания в Гаагском арбитраже. «Тайные платежи» якобы получал бывший советник Владимира Путина, экономист Андрей Илларионов. Почему это всплыло именно сейчас? И каковы будут последствия? Об этом — Яна Лубнина.

Фото: Илья Питалев, Коммерсантъ

Россия подготовила ответ на апелляционную жалобу экс-акционеров ЮКОСа — Hulley Enterprises, Yukos Universal и Veteran Petroleum, которые владели 70,5% нефтяной компании и требуют восстановить арбитражное решение о компенсации в $50 млрд. Главный козырь в 700-страничном документе — новые свидетельства. Речь идет о якобы ложных показаниях, которые один из восьми свидетелей — Андрей Илларионов — дал во время арбитражного процесса в Гааге. С 2000-го по 2005-й годы господин Илларионов был помощником президента и одновременно шерпой в G8. В 2012 году он рассказал в суде, что атака на ЮКОС происходила по политическим причинам. По его словам, Ходорковский получил свой приговор, просто потому что отказался сотрудничать с Владимиром Путиным.

Слова, сказанные Илларионовым в суде, — ложь и оплачены заинтересованной стороной, уверен координатор команды юристов, представляющих интересы Москвы, Андрей Кондаков: «Адвокаты ЮКОСа всегда называли Илларионова "звездным свидетелем". Нам стало известно о том, что его показания сопровождались определенными проплатами. Деньги шли не на личный счет Илларионова, а на адрес института в Вашингтоне, в котором он работает. Есть показания бывшего высокопоставленного сотрудника ЮКОСа, данные под присягой, в рамках которых он рассказал о том, что Илларионов получил деньги за свои свидетельские показания. Для западной системы правосудия это уже хорошее доказательство».

В 2014 году арбитраж встал на сторону бывших акционеров ЮКОСа и обязал выплатить им компенсацию в $50 млрд. Это рекордная сумма за всю историю суда. Россия должна была перечислить деньги до января 2015-го. В рамках иска в европейских городах начались аресты российского имущества. Но Москва ожидаемо подала апелляцию. Ее главные аргументы таковы — Энергетическая хартия, на которую ссылаются заявители, не была ратифицирована, и суд в Гааге вообще не имел полномочий рассматривать этот спор. Окружной суд Гааги весной 2016 года прислушался к доводам России. Постановление о взыскании $50 млрд было отменено. Но бывшие акционеры ЮКОСа подали ответные жалобы.

Российской стороне будет сложно доказать в Гаагском суде, что господин Илларионов давал ложные показания, считает юрист Александр Трещев. Более того, по его словам, этот факт нельзя считать сильным аргументом: «Когда говорят о том, что человек лгал под присягой, тем более за деньги, — это серьезное обвинение. Я не думаю, что здесь есть прямая связь между перечислением денег в институт и коррумпированностью конкретного человека, который выступал свидетелем. Поскольку это был арбитраж, я не думаю, что это приведет к каким-то серьезным последствиям, по одной простой причине — любое решение выносится не на основании показаний одного человека, а по совокупности изучения всех фактов и обстоятельств дела, которые привели к таким последствиям».

В то же время, в европейских странах уже снимают аресты с российского имущества в рамках дела ЮКОСа, в частности, в Германии, Франции и Бельгии. Кроме того, бывшие акционеры нефтяной компании решили не судиться за российские активы в европейских судах.

Бывший советник Владимира Путина Андрей Илларионов был недоступен для комментариев.

Вся лента