Торговля чудесами

Станислав Кучер — о возможном запрете эзотерических услуг

В Думу направлен законопроект, предусматривающий введение уголовного наказания за платные эзотерические услуги. Обозреватель «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер объясняет, почему он не уверен в перспективности этой, на первый взгляд, прогрессивной инициативы.

На мой взгляд, мы имеем дело с проявлением когнитивного диссонанса, чреватого законотворческой шизофренией. Напоминаю: это та самая Дума, которая приняла закон, предусматривающий реальные сроки за оскорбление чувств тех, кто верит, что прикосновение к костям способно исцелить тело и душу. Дума, звездой которой стал депутат, рассказавший свету о мироточении бюста Николая II. Тот самый парламент, член которого всерьез предлагал запретить преподавание в школе теории Дарвина, мотивируя это недоказанностью эволюции и божественным происхождением человека.

На первый взгляд, инициативу Сергея Вострецова, автора законопроекта о запрете платных эзотерических услуг, любой гражданин России, который хочет видеть свою страну просвещенной и прогрессивной, должен только приветствовать. По самым скромным оценкам, в нашем отечестве сейчас около миллиона «профессиональных» экстрасенсов, гадалок, магов, прорицателей, экспертов по коррекции ауры и прочих «специалистов», берущих с народа деньги за работы по улучшению качества жизни с помощью своих «уникальных» способностей. Это больше, чем врачей всех специализаций вместе взятых, включая психотерапевтов. Стоимость их консультаций колеблется от 3 до 50 тысяч рублей за час (в высшей лиге — финалисты «Битвы экстрасенсов» и другие раскрученные в телеэфире персонажи), а общий объем рынка эзотерических услуг оценивается в десятки миллиардов рублей. Моя коллега Альбина Хазеева в своем репортаже на эту тему рассказала историю москвички, которая, поверив обещаниям колдунов вернуть своего мужа, заплатила им в общей сложности полтора миллиона рублей. Муж с ней все равно развелся, а Мосгорсуд отклонил иск обманутой женщины к магам, объяснив свое решение отсутствием соответствующего законодательства.

По данным социологов, в порчу, сглаз и волшебное избавление от оных верят не меньше трети взрослых россиян. Короче, проблема с бизнесом шарлатанов налицо. Вопрос, насколько разумное нам предлагают решение.

Смею утверждать: пока государство будет поощрять граничащие с мракобесием риторику и законотворчество, в обществе, где монополию на операции с верой и чудом держит церковь, спрос на услуги «коллективного Кашпировского» будет только расти. Наивно ожидать, что, столкнувшись с перспективой оказаться за решеткой, все сотни тысяч «профессиональных» колдунов и экстрасенсов мгновенно откажутся от прибыльного бизнеса и переквалифицируются в управдомы. Еще наивнее надеяться, что миллионы россиян, которым не помогли в критических ситуациях ни государство, ни церковь, после принятия нового закона с удвоенной энергией побегут решать свои проблемы в ЖЭК, полицию, поликлинику, к батюшке на исповедь или к президенту на «Прямую линию». К слову, даже, если бы такое чудо и произошло, подобной активности обрадовалась бы, пожалуй, только церковь да организаторы явлений Путина народу.

Скорее, запрет эзотерических услуг рискует привести ровно к тем же последствиям, какими в свое время обернулась печально знаменитая антиалкогольная кампания середины 80-х – уходу многомиллиардного бизнеса в подполье, подорожанию сомнительных услуг, созданию новых коррупционных схем и снижению налоговых поступлений. Причем, как показывает история — не только российская, — чем хуже будут обстоять дела в экономике и социальной политике, тем масштабнее и неподконтрольнее государству будет становиться подпольный бизнес на вере в чудо.

Россия при всей своей уникальности – не единственное государство, где люди готовы делать рейтинги «битвам экстрасенсов», присылать в редакции фотографии летающих тарелок и платить последние деньги подлецам, обещающих оживить их погибших детей. В той же Америке спрос на эзотерику точно не ниже – но там, в частности, давно оставили любые попытки решить проблему законодательными запретами. Как показывает социология, куда более действенной в этом плане оказалась, например, работа частного образовательного фонда Джеймса Роуди, учредившего премию в $1 млн для любого, кто докажет наличие у него паранормальных способностей в ходе специального эксперимента.

Пропаганда светской этики, достижений современной науки и здорового скептицизма как основы духовного и личностного роста – ничего более эффективного для улучшения психического здоровья человечество не придумало. Вот о чем стоит помнить политикам, если, конечно, их всерьез заботит именно здоровье нации.

Вся лента