Палеолитическое наскальное панно «Лошади и знаки» в Башкирии пополнилось верблюдом

Археологи МГУ им. М. В. Ломоносова и их коллеги из России и других стран обнаружили в Каповой пещере в Башкирии палеолитический рисунок верблюда, позволяющий расширить и уточнить представления ученых о специфике передачи в каменном веке культурной информации как в пространстве, так и во времени.

Фото: О. Червяцова

Пещерная живопись каменного века впервые была обнаружена в Испании в 1876 году и с тех пор довольно хорошо изучена. В археологии появился термин — «франко-кантарийский очаг палеолитического искусства». В этом регионе, от Астурии на севере Испании до Прованса на юге Франции, на сегодня обнаружена наибольшая концентрация пещерной живописи эпохи древнего каменного века — палеолита.

На территории нашей страны аналогичная наскальная живопись была открыта в 1959 году биологом Александром Рюминым в Каповой пещере на правом берегу реки Белой примерно в 400 км к югу от Уфы, и с 1960 года здесь ежегодно проводятся археологические работы. С 1999 года исследования пещерных памятников эпохи палеолита в Каповой пещере ведет постоянно действующая Южно-Уральская археологическая экспедиция МГУ.

Четырехъярусная Капова пещера протяженностью около 3 км с высокими, просторными залами, галереями и даже подземные водоемами — настоящий Эрмитаж каменного века. Часть рисунков находится в критическом состоянии, и в ходе реставрации знаменитой композиции «Лошади и знаки» в зале Хаоса Каповой пещеры реставратор Эдуаль Гийаме из Андорры под натеками известковых отложений обнаружил изображение верблюда. Датировка этого рисунка уран-ториевым методом свидетельствует, что он из самых древних в Каповой пещере (от 35 тыс. до 13 тыс. лет до н. э.).

«Рисунок верблюда, найденный на известном с конца 1970 годов полихромном панно “Лошади и знаки”, не имеет аналогов в изобразительных комплексах пещер Франции и Испании, но имеет некоторое сходство с фигурой верблюда из Игнатьевской пещеры в Челябинской области. Теперь он, вероятно, становится значимым образом верхнепалеолитического пещерного бестиария Южного Урала»,— говорит руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ В. С. Житенёв.

Отсутствие двугорбых верблюдов на рисунках франко-кантабрийского очага палеолитического искусства для ученых не удивительно, от него до Каповой пещеры более 4 тыс. км по прямой, и «бестиарий» (набор животных на рисунках) тут характерен для южноуральской фауны. Но то, как прорисованы лошади и тот же верблюд, их взаимное расположение, цветовые гаммы на рисунках в Каповой пещере, по мнению ученых, свидетельствует о том, что здешние художники каменного века были прекрасно знакомы с канонами искусства, возникшего на территории современных Франции и Испании, наиболее густо заселенного района Земли накануне последнего ледникового максимума 26,5–19 тыс. лет назад.

Теперь ученые ждут результатов сравнительного анализа красок рисунков из Каповой пещеры и франко-кантабрийского региона. Если и рецепты их приготовления окажутся идентичными, то это позволит совершенно по-новому взглянуть на генетические связи этих двух очагов палеолитического пещерного искусства Европы, причем в буквальном, биологическом смысле термина «генетические связи». Возможно, расселение людей по Земле в каменном веке шло более интенсивно, а миграционные маршруты были более протяженными, чем принято считать сейчас.

Сергей Петухов

Вся лента