Своя ноша тянет

новинки

Несмотря на то что отечественный рынок коммерческого транспорта считается открытым и конкурентным, не нужно быть экспертом, чтобы, взглянув на цифры статистики, понять: в России есть две "примы" — группа ГАЗ со своими подразделениями и КамАЗ с дочерними предприятиями, остальные — статисты. Как крупнейшие отечественные компании планируют менять свой модельный ряд уже в ближайшем будущем, выяснял Андрей Филиппов.

На шасси ГАЗ-33088 "Садко" будет создано семейство "Вепрь Next", наследники легендарной "шишиги"

Фото: Андрей Филиппов

Группа ГАЗ

В группе ГАЗ сейчас заняты в основном развитием семейства Next — как модельного ряда "ГАЗель" и ее производных, так и среднетоннажников "ГАЗон".

Ближайшая перспектива — семейство легких коммерческих автомобилей "ГАЗель Next 4,6" полной массой 4,6 тыс. кг. Кроме возросшей до 2620 кг грузоподъемности автомобиль получит новый задний мост типа "спайсер", тормозную систему с ABS и ESP и дисковыми механизмами на всех колесах и удлиненную на 700 мм колесную базу. Рассматривается возможность установки на автомобиль автоматической коробки передач (на опытных образцах это АКП французской компании Punch Powerglide).

Помимо базового шасси семейство включит в себя: бортовые автомобили с однорядной и двухрядной кабинами, шасси под специальные надстройки, грузовой фургон с кузовом 15,5 куб. м и фургон-комби, а также несколько моделей микроавтобусов пассажировместимостью до 20 человек.

Шасси "ГАЗель Next 4,6" используется и для проектов, которые предполагается реализовать в более отдаленном будущем. Характерный пример — микроавтобус для работы на городских маршрутах ГАЗ А68R5E "Вахтан" с полунизкопольным салоном и пассажировместимостью 22 человек, полной массой 4,8 тыс. кг. Он оснащен асинхронным электродвигателем переменного тока Siemens максимальной мощностью 98 кВт и 100-километровым запасом хода на одной зарядке.

Есть планы и в отношении "ГАЗон Next". Готовится к серийному производству модификация полной массой 10 тыс. кг и с регулируемой пневмоподвеской задней оси. Увеличенная колесная база, оси с расширенной колеей, пневматическая тормозная система с дисковыми механизмами всех колес, функциями АБС и ASR, дополненная ретардером — эти новшества позволили довести грузоподъемность автомобиля до 5,9 тыс. кг, а на платформе с шириной 2550 мм можно будет разместить до 12 европаллет. Кроме того, мощность двигателя ЯМЗ-534 достигнет 170 л. с., а управление МКП6 собственной разработки группы ГАЗ (ее серийное производство начнется в 2019 году) будет осуществляется с помощью джойстика на панели.

Еще одна перспективная тема — семейство внедорожников "Вепрь Next", наследие знаменитой "шишиги". В его основе — шасси от полноприводного ГАЗ-33088 "Садко" с ярославским дизелем ЯМЗ-534 мощностью 149 л. с. и максимальным крутящим моментом 490 Нм. Внедорожные качества обеспечивают жестко подключаемый передний мост, самоблокирующиеся дифференциалы в переднем и заднем мостах, понижающая передача, 315 мм дорожного просвета, большие углы въезда/выезда, 18-дюймовые колесные диски и система регулирования давления в шинах. Пока собрано два опытных экземпляра: семиместный экспедиционный автомобиль полной массой 6850 кг на базе цельнометаллического кузова фургона "ГАЗель Next" в короткой версии с врезанными в него стеклами, и пикап с универсальной семиместной кабиной и металлической бортовой платформой с задним откидным бортом грузоподъемностью 2,5 тыс. кг.

Микроавтобус "Вахтан", предназначенный для работы на городских маршрутах, оснащается электромотором и имеет запас хода в 100 км

Фото: Андрей Филиппов

Ведется работа и над семейством "Бизнес". Появилось электрическое управление раздаточной коробкой, позволившее снизить уровень внутреннего шума в салоне, планируется установка передней панели, аналогичной той, что ставится на машины семейства Next, 85-литрового топливного бака и катаных бортов грузовой платформы.

Кроме того, под капот "ГАЗели" предполагается поставить двухлитровый турбодизель Volkswagen с одним или двумя турбокомпрессорами в паре с МКП6.

Есть планы развития и на еще одном предприятии, входящем в состав группы ГАЗ: речь идет об Уральском автозаводе. Линейка нового поколения "Урал Next" вот-вот пополнится гаммой автомобилей с колесной формулой 6х4 для дорог с покрытием. Уже собрано две модели: самосвал "Урал" С25.330 (модель 739450) и седельный тягач "Урал" T25.422 (модель 747000).

В 14-кубовую самосвальную платформу "Урал" С25.330 можно загрузить 14,5 тонны породы. Машина оснащается 330-сильным двигателем ЯМЗ-536 ("Евро-5"), работающим в тандеме с девятиступенчатой МКП ZF 9S 1515.

Седельный тягач "Урал" T25.422 укомплектован лицензионным мотором ЯМЗ-653 ("Евро-5") мощностью 422 л. с. и 16-ступенчатой МКП ZF 16S 2225. Машина рассчитана на работу в составе автопоезда полной массой 44 тыс. кг.

А еще именно на продукции "Урал" начата отработка модификаций кабин с правым рулем. Дело в том, что универсальная кабина семейства Next устанавливается на "ГАЗель", "ГАЗон" и "Урал". Но поскольку первый крупный заказ из страны с левосторонним движением пришелся именно на армейский "Урал" 4320-5911-74, то и тестирование экспортной модификации было решено начать с него, а не с более массовой "ГАЗели". Тем более что благодаря изначально заложенной симметричности основной детали панели приборов удалось минимизировать время на разработку и подготовку производства модификации. Так, у автомобиля появились "зеркальный" рулевой механизм, оригинальные кронштейны механизма и поперечин рамы, новый рычаг поворотного кулака на переднем мосту, специальные фары ближнего света для левостороннего движения.

Развивать планируется и пассажирское направление, которым в группе ГАЗ занимается целых три предприятия: Ликинский автобусный завод, Павловский автобусный завод и Курганский автобусный завод.

Самая яркая новинка, готовая в скором времени встать на конвейер,— электробус ЛиАЗ 6274. Машина прошла цикл эксплуатационных испытаний на маршрутах Москвы, в том числе с пассажирами, и получила положительные отзывы перевозчика.

Продолжаются работы и над 9,5-метровым ГАЗ Cursor. В дополнение к трехдверной версии появилась полунизкопольная модификация с формулой дверей 1-2-0. При максимальной пассажировместимости 75 человек и количестве посадочных мест 27 она рассчитана на работу на маршрутах с низкой ротацией пассажиров, в том числе на пригородных. Ведется работа как по созданию бюджетных модификаций с применением более дешевых агрегатов, так и проработка экспортных вариантов.

Хотя основной продукцией ПАЗа по-прежнему является пожилое семейство 3205, ставку предприятие делает на развитие линейки ГАЗ Vector Next. Помимо базовой модификации ГАЗ Vector Next (ПАЗ 32045S) для работы на городских маршрутах модельный ряд включает: школьный автобус, туристический автобус, городской автобус низким полом в районе второй двери для программы "Доступная среда", городской автобус, оборудованный лифтом для перемещения инвалидной коляски, модификацию с двигателем, работающим на сжатом природном газе (метане). Планируется и создание удлиненной версии ГАЗ Vector Next с несущим кузовом.

КамАЗ

Выпуск новой версии "КамАЗ-65209-S5 Neo" (T2640) с подъемной и управляемой третьей осью позволил увеличить допустимую нагрузку на седло до 17,2 тыс. кг.

Фото: Андрей Филиппов

У флагмана российских тяжелых грузовиков автозавода КамАЗ на долгосрочную перспективу глобальная задача одна: создать совершенно новый грузовик, способный на равных конкурировать с европейскими брендами. А для этого в первую очередь нужна новая просторная кабина, в которой водителю будет удобно без всяких оговорок.

Пример решения этого вопроса — седельный тягач "КамАЗ-54901" (поколение K5). В отличие от футуристической кабины с нереализуемыми, по крайней мере на данный момент, опциями, которая была представлена в 2015 году, новый тягач гораздо более реален.

Во-первых, он получил современную кабину. Оригинальный дизайн передней маски удачно скрывает то, что в ее основе лежит каркас от Mercedes-Benz Actros MP4 последнего поколения. Интерьер оригинальный, а в передней панели использованы наработки "концепта-2015", которые возможно внедрить в массовое производство в ближайшее время. При этом кабина внутренним объемом (9 куб. м) на треть превосходит стандартную кабину "КамАЗа" и на четверть ту, что ставится на семейство 5490.

Во-вторых, у "КамАЗ-54901" еще и новый двигатель "Кама-910". Он создан на базе 12-литровой "шестерки" Liebherr и позволит варьировать мощность от 380 до 550 л. с. Кроме прекрасной родословной мотор сможет похвастаться межсервисным интервалом 150 тыс. км и ресурсом до капремонта 1,2 млн км. АКП — 12-ступенчатая ZF Traxon, задний мост — 13-тонный с улучшенными характеристиками и гипоидной главной передачей, ССУ — Poland.

И главное, этот автомобиль уже 2019 году должен пойти в серию.

Дело более близкого будущего — развитие модельного ряда семейства 5490, которое после обновления получило имя Neo. Если до недавнего времени основными демонстрационными образцами служили седельные тягачи с колесными формулами 4х2 и 6х4 да самосвалы, то теперь ситуация изменилась.

Судите сами. Линейка седельных тягачей пополнилась трехосной модификацией "КамАЗ-65209-S5 Neo" (T2640), с подъемной и управляемой третьей осью с односкатной ошиновкой. Это позволило увеличить допустимую нагрузку на седло до 17,2 тыс. кг.

В дополнение к ней появился полноприводный (6х6) седельный тягач "КамАЗ-659602-0000-364-03" с КМУ Palfinger Inman на шасси "КамАЗ-658025" — машина должна понравиться работникам нефтегазового комплекса и деревообработки.

Еще одна оригинальная модель — полноприводный двухосный седельный тягач "КамАЗ-54909-090-B5 (M1840). Он предназначен для работы в составе самосвального автопоезда и для повышения проходимости оборудован системой гидропривода передних колес "КамАЗ H-Drive". Передний привод включается принудительно из кабины, а его отключение происходит автоматически при достижении машиной скорости 25 км/ч.

Кроме того, активно внедряются в семейство Neo и двигатели на альтернативном топливе. Седельный тягач "КамАЗ-5490-891-S5 Neo", к примеру, оснащается газодизельной системой питания. Двигатель ОМ 457 LA.V/3 может потреблять дизтопливо и природный газ (метан) в соотношении 55:45 соответственно. 400 л солярки и 320 л сжатого природного газа хранятся в емкостях по бортам рамы.

Мусоровоз МСТ 21.01 на шасси "КамАЗ-65208" имеет гибридный мотор: по дворам он может передвигаться на электротяге, не мешая жителям запахом выхлопа

Фото: Андрей Филиппов

Еще более оригинальная идея воплощена на мусоровозе Тосненского механического завода МСТ 22.01, базирующемся на шасси "КамАЗ-65208" с колесной формулой 6х2. Компания Drive Electro совместно с КамАЗом установила на автомобиль гибридную силовую установку. Тяговый электродвигатель Bosch, развивающий максимальную мощность 120 кВт (эквивалент 163 л. с.), и батареи, обеспечивающие восьмикилометровый запас хода, позволяют мусоровозу при работе во дворах отказаться от использования штатного 300-сильного Cummins ISB 6.7 300, тем самым снижая загазованность и уровень шума в жилой зоне.

На фоне вышеперечисленного немного теряется новое шасси "КамАЗ-532505" (T1825) (4х2). Однако это первая модификация Neo, попадающая в категорию техники полной массой 18 тыс. кг и грузоподъемностью 8550 кг.

За пассажирскую технику в КамАЗе отвечает завод НефАЗ, и у него тоже серьезные планы на будущее. Имевший еще совсем недавно статус опытного электробус "КамАЗ-6282" вот-вот перейдет в разряд серийной продукции. Более того, его кузов стал основой для новой модели городского 12-метрового автобуса "НефАЗ-5299-40-52".

Машина сохранила полностью низкий пол без ступенек по всей длине, накопительную площадку с местом для инвалида-колясочника и формулу дверей 2-2-2. Единственное изменение: в левый задний угол вернулась шахта моторного отсека. В ней разместился дизельный 6,7-литровый Cummins ISB6,7e5250B. Рядная "шестерка" развивает мощность 250 л. с. и соответствует экологическим нормам "Евро-5".

Никуда не ушла и модель низкопольника предыдущего поколения. Наоборот, она получает новые модификации. Совсем недавно на ее базе создан "перронник" "НефАЗ-5299-40-52". Его особенность — наличие служебных дверей по обоим бортам, как того требует специализация автобусов, работающих в аэропортах: расположение створок по правому борту — 2-2-2, а по левому — 0-4-0. Изменилась и планировка салона: на задних колесных арках вместо сидений появились площадки для багажа пассажиров.

Как видим, КамАЗ тоже стремится идти в ногу со временем, внедряя в производство все новые модели, удовлетворяющие растущие запросы перевозчиков. В то же время пока есть спрос на старый добрый классический "КамАЗ", он не покинет конвейер.

Вся лента