Культрасцвет

Светская жизнь

На прошлой неделе светская жизнь дала такой основательный крен в сторону культуры, что изрядная ее часть прошла в Санкт-Петербурге. На исторической сцене Мариинского театра закрылся фестиваль Context. Diana Vishneva, на новой сцене Владимир Путин лично открыл Культурный форум. Он же, в Москве, поучаствовал в открытии Дней культуры Армении в России: в рамках этого события не только было объявлено об открытии представительства Третьяковки в Ереване, учреждении общественной организации «Ассамблея армян», но также открылся высокотехнологичный музей «Тапан» в Москве. Евгения Милова готова добавить в список славных дел армянской культуры очередной Charity Battle фонда «Друзья», который выпал на день рождения соучредителя фонда Гора Нахапетяна.

Обозреватель “Ъ” Евгения Милова

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

«Надо дать дорогу молодым»,— великодушно сказал Дмитрий Разумов, участник двух первых благотворительных рок-баттлов. «Молодые» оказались изрядной выдержки: Марк Гарбер, Олег Сысуев и Владимир Аветисян, каждый — с ансамблем. Самый крупный бенд оказался у господина Аветисяна, они активно гастролируют вместе: «Мы не будем петь армянских песен»,— пообещал он, но в каждом проигрыше звучал дудук. Победил, впрочем, Иван Стрешинский. Зато господин Аветисян обратил всеобщее внимание ко дню рождения господина Нахапетяна. Если до этого поздравлявшие шли разрозненными группами, то теперь очередь к имениннику стала широкой и организованной. Был здесь и сооснователь «Ассамблеи армян» Ваге Енгибарян. День для диаспоры и для него лично выдался чрезвычайно насыщенным. Ассамблея только объявила о себе, однако новый музей уже открылся при поддержке этой организации: «И это музей высокотехнологичный!» — подчеркивал господин Енгибарян. Музей открылся прямо в храмовом комплексе собора Святого Преображения недалеко от «Олимпийского». Оттуда президент Армении Серж Саргсян отправился в Кремль. И на прием в Третьяковской галерее приехали уже два президента. Там, во Врубелевском зале, они отметили развитие отношений между странами по всем буквально направлениям, и господин Путин передал картину Врубеля «Демон и Ангел с душой Тамары». Картину 22 года назад похитили в Ереване, а год назад нашли в России, передали в ГТГ на реставрацию, а теперь вернули. Заодно открыли выставку Мартироса Сарьяна и объявили об открытии представительства ГТГ в Ереване. «В этом году мы отмечаем ряд важных, значимых для нас дат. В апреле исполнилось 25 лет со дня установления дипломатических связей, а в августе — 20 лет Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи»,— сказал господин Путин. Мера его внимания к господину Саргсяну и мероприятиям открытия Дней культуры Армении в России указывала на искреннее неравнодушие.

От культуры Армении фокус общественного и светского внимания сместился к вопросам национальной культуры. В отличие от экономического форума, четкой светской программы Культурный форум не имеет. Делегаты вынуждены развлекать себя сами, впрочем, тут было не так много людей, готовых делить друг с другом стол и хлеб. Так что все органично разбивались на небольшие группы. Антон Белов водил в Эрмитаж и Новую Голландию Такаси Мураками, Михаил Швыдкой не вполне добрым словом поминал светского обозревателя “Ъ” в своем докладе, Ольга Свиблова пританцовывала вокруг Александра Кибовского, Владимир Мединский вручал премию «Меценат». Главным в этом вопросе признали Владимира Евтушенкова за создание мультимедийных проектов Русского музея. Получая награду, господин Евтушенков сказал: «Нельзя делать благотворительность ради благотворительности». И пояснил, что от благотворительности нужно еще и получать от нее удовольствие: «Мы сумели сделать виртуальные Русские музеи по регионам, и огромное количество людей приобщилось к тому, что он имеет,— это для меня очень здорово».

В пятницу в Санкт-Петербург приехал господин Путин, и лишь тогда, после нескольких дней плодотворной работы, состоялось официальное гала-открытие Культурного форума. В своей речи президент пообещал городу в следующем году Театральную олимпиаду. Сидевшие в зале Сергей Безруков, Алексей Миллер, Валентина Матвиенко, Георгий Полтавченко и другие деятели культуры понимающе закивали. Владимир Путин сказал вдохновляющее: «Культура, искусство, просвещение — это ответ на вызовы варварства, нетерпимости, агрессивного радикализма, которые угрожают нашей цивилизации. Это путь к преодолению разделительных линий и барьеров, разного рода предубеждений, которые мешают двигаться вперед». После этих слов гостям показали балет «Петрушка» в хореографии Владимира Варнавы. То есть это был вообще-то балет из программы фестиваля Context. Diana Vishneva, причем роль Петрушки ранее исполняла сама Диана Вишнёва. Но одноактный балет о противостоянии тонко чувствующего художника и агрессивного масскульта вышел на подмостки высочайшего в тот вечер уровня. Госпожа Вишнёва смотрела его из царской ложи, господин Путин — из партера.

На закрытии Context «о своих сложных отношениях с родиной» высказался Алексей Ратманский в хореографии к «Фортепианному концерту №1» Шостаковича. Под застывшими в бесконечном падении авангардистскими шестеренками и молотами артисты Национального балета Нидерландов представили результаты этого внутреннего исследования господина Ратманского сидевшим в зале Софье и Сергею Капковым, Андрею Городилову, Полине Дерипаске, Ольге Слуцкер и самой Диане Вишнёвой, блиставшей даже в темноте зала бриллиантами Mercury Jewellery.

Евгения Милова, обозреватель “Ъ”

Вся лента