Закулисная жизнь мировых звезд балета

Самые интересные фильмы на Context. Diana Vishneva

Международный фестиваль современной хореографии Context в этом году проходит в пятый раз. По традиции спектакли дополняет обширная кинопрограмма, и в юбилейный год она будет посвящена историям успеха знаменитых танцоров закрытого, а потому загадочного балетного мира. В Москве (Центр документального кино) и Санкт-Петербурге (Angleterre Cinema Lounge) покажут фильмы о знаменитой Парижской опере, о танцовщице Мисти Коупленд, которой удалось стать первой афроамериканской примой Американского театра балета, и о другом премьере этого театра — танцовщике с мировым именем эмоциональном и многогранном бразильском исполнителе Марсело Гомесе.

Кадр из фильма История балерины

Фото: Архив пресс-службы


Парижская опера

18 ноября, Центр документального кино

Главной премьерой кинопрограммы станет картина француза Жан-Стефана Брона «Парижская опера», которая обещает приоткрыть завесу тайны над закулисной жизнью одного из самых знаменитых оперных и балетных театров мира — Опера Гарнье. Брон всегда специализировался на политической документалистике, поэтому, по его признанию, во время съемок фильма о балете чувствовал себя «пловцом, ныряющим в неизведанное».

Те же ощущения испытает и зритель — действие в картине развивается в лучших традициях show must go on, и сюжетных перипетий хватает. Осень 2015 года, Стефан Лисснер завершает свою первую пресс-конференцию на посту директора Парижской национальной оперы. За кулисами артисты и технический персонал готовятся открыть новый театральный сезон оперой Шёнберга «Моисей и Аарон». Не все идет гладко: исполнители объявляют забастовку, а в качестве «актера» второго плана к труппе присоединяется живой бык. Одновременно с этим в Академии при Парижской опере начинает свою карьеру молодой русский певец Михаил Тимошенко. В коридорах Оперы Бастилии его судьба пересекается с Брином Терфелем, одним из лучших голосов своего времени.


История балерины

13, 17 ноября, Центр документального кино

19 ноября, Angleterre Cinema Lounge

Балетное сообщество — закрытое и малочисленное, а на то, чтобы стать его частью, может потребоваться целая жизнь. Особенно сложна эта задача для темнокожих танцоров. Мисти Коупленд, героиня документальной картины Джорджа Нельсона, не просто первая афроамериканка, которой удалось стать примой-балериной Американского театра балета за всю его 75-летнюю историю, но настоящая рок-звезда и символ целого поколения.

Коупленд пришла в балетный класс очень поздно — только в 13 лет, но ее быстро окрестили вундеркиндом. Мисти выросла в экстраординарную танцовщицу, стала общественным деятелем и писателем, а в 2015 году журнал Times включил ее в сотню самых влиятельных людей мира. Режиссер показывает зрителям Коупленд в момент кризиса, когда травма отбрасывает ее на несколько позиций назад и Мисти снова нужно показывать, чего она стоит.


Марсело Гомес: анатомия танцовщика

16, 18 ноября, Центр документального кино

17 ноября, Angleterre Cinema Lounge

Картина еще об одном премьере Американского театра балета — бразильском танцоре Марсело Гомесе. Про то, что магнетизм и многогранность на сцене сделали его одним из самых желанных партнеров любой балерины, знают все, кто интересуется балетом, а вот о том, как танцовщик достиг такого успеха и что стоит за всем этим, известно не так уж много. Гомес пришел в Американский театр балета в 17 лет и ни разу не изменил ему. В этом году артист отмечает 20-летие карьеры, и фильм Дэвида Барбы и Джеймса Пеллерито впервые рассказывает о его непростом пути к мировой славе.

Картина сочетает глубоко личные интервью как с самим артистом, так и с его партнерами, включая основательницу фестиваля Context и приму-балерину Мариинского театра Диану Вишневу. Режиссеры семь лет путешествовали за Гомесом по всему миру, чтобы показать красоту и тяготы балетной жизни: от блеска сцены до травм и визитов к психоаналитику.


Бобби Джин

13, 16 ноября, Angleterre Cinema Lounge

19 ноября, Центр документального кино

Фильм документалиста Эльвиры Линд не просто история жизни танцовщицы Бобби Джин Смит — это картина о борьбе женщины за независимость и свободу самовыражения. После десяти лет успешной карьеры в израильской труппе «Батшева» Бобби Джин решает пожертвовать комфортом и новыми романтическими отношениями со своим партнером Ором Шрайбером и вернуться на родину, в США.

Разрыв становится для Бобби источником вдохновения, она находит в себе силы посмотреть на свою жизнь под другим углом, что приводит ее к новому успеху. Изящная и деликатная режиссура Линд демонстрирует, что Джин, танцуя, не изображает эмоции — она живет ими, полностью сливаясь с образом. Картина стала триумфатором фестиваля Трайбека в США, взяв призы за лучший монтаж, операторскую работу, а также как лучший документальный фильм.

Вся лента