Авточас пик

«Гортранс» представил проект реформы работы муниципального транспорта

МКУ «Гортранс» вчера представило депутатам городской думы проект перехода городского транспорта на новый формат работы — закупку муниципалитетом авточасов у перевозчиков. По замыслу авторов проекта, выручка от продажи билетов в общественном транспорте должна напрямую поступать в казну города. При этом должна измениться система оплаты проезда: муниципалитет предлагает перейти от оплаты наличными на использование бесконтактных банковских карт. Это позволит отказаться от услуг кондукторов из-за высоких затрат на их содержание. Экономический эффект для бюджета города от реформы специалисты «Гортранса» оценили в 400 млн руб.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Вчера МКУ «Гортранс» представило депутатам Пермской городской думы проект предложения по организации работы муниципальных маршрутов регулярных перевозок с оплатой за авточас. Как рассказал директор МКУ «Гортранс» Анатолий Путин, сейчас контракты на обслуживание маршрутов заключаются из стоимости авточаса, которая рассчитывается как разница между нормативными доходами и расходами перевозчика. «Эта схема не отличается от тех конкурсов, которые проводились до принятия федерального закона №220, с теми же недостатками», — отметил господин Путин. Среди недостатков такого подхода он назвал непрозрачность экономики отрасли, невозможность внедрения единой автоматизированной системы оплаты проезда и отсутствие механизмов влияния на перевозчиков по прибыльным маршрутам, разыгранным за 1 руб.

«Гортранс», в свою очередь, предлагает изменить схему проведения аукционов, заложив в бюджете города средства на покупку авточасов у перевозчиков. Оплату за проезд перевозчик должен перечислять в бюджет города, а услуги муниципалитет оплачивает на основании фактически выполненного объема работы. Господин Путин отметил, что для реализации этой идеи необходимо создать систему сбора выручки. При этом содержание кондукторов обойдется муниципалитету в два раза дороже, чем перевозчикам, из-за разной системы налогообложения. Поэтому «Гортранс» предлагает постепенный отказ от кондукторов и переход на безналичный способ оплаты проезда бесконтактными банковскими картами.

«Гортранс» предлагает перейти на новую систему работы в три этапа. Так, в следующем году будет сформирована вся необходимая нормативная правовая база и протестирована система безналичной оплаты проезда. В 2019 году будут заключены муниципальные контракты на городские маршруты и протестирована система сбора выручки без участия кондукторов. Полный переход на новую схему работы предлагается осуществить только в 2020 году. Анатолий Путин отметил, что экономия бюджета при такой системе составит до 400 млн руб. в год. «В результате перехода на муниципальные контракты с полной оплатой авточаса и перечислением платы за проезд в бюджет мы получим абсолютно прозрачную, сбалансированную отрасль, решив существующие на сегодняшний день проблемы», — подчеркнул господин Путин.

Напомним, последняя реформа отрасли пассажирских перевозок Перми произошла в 2014–2015 годах. До 2015 года распределение носило заявительный характер — перевозчик подавал заявку на маршрут, и с ним заключался договор. Такой способ казался непрозрачным, и мэрия несколько лет искала способ исправить эту ситуацию. Стоит отметить, идея с покупкой авточасов у перевозчиков обсуждалась несколько раз, но чиновники так и не решились перейти к такой системе взаимоотношений с перевозчиками. В итоге маршруты были распределены на конкурсной основе. В этом году мэрия уже провела аукцион на осуществление регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту №46 сообщением «Драмтеатр — Северное кладбище» и №60 «Детский дом культуры имени Кирова — Комсомольская площадь». Годовой объем работы на каждом из маршрутов чиновники оценили в 1 руб.

Тему авточаса вновь подняли депутаты гордумы в этом году. В частности, на таком эксперименте настаивает депутат Александр Филиппов, который считает, что это позволит сделать отрасль городских перевозок более прозрачной. Вчера господин Филиппов отметил, что эксперимент необходимо проводить на автобусных маршрутах, а не на электрическом транспорте, как предлагает муниципалитет. «Для чего нужен авточас? Чтобы появилась открытая, конкурентная система, в которой все перевозчики могли прийти и конкурировать друг с другом. Я вообще не понимаю, что за эксперименты могут быть в рамках именно электрического транспорта», — отметил господин Филиппов. Он предложил внедрить систему авточаса на автобусных маршрутах, где работает транспорт, к которому возникли претензии ГИБДД.

Александр Филиппов напомнил, что есть около 150 автобусов, на которые перевозчики представили фальшивые ПТС (в мае ГИБДД аннулировало регистрацию около 100 автобусов из-за нарушений в оформлении документов. Сейчас разбирательства идут в судах. — „Ъ-Прикамье“). «Они получили незаконно преимущество на конкурсах. На дорожном конкурсе, если запятую неправильно поставили, вылетают пулей с конкурса. А здесь одно из преимуществ было — экологический класс, и не то что ответственность их не настигла, они ездят и зарабатывают деньги до сих пор! Когда мы их выгоним с маршрутов? Когда прекратим эти договоры? Вот это как раз те маршруты, которые и нужно расторговывать в формате авточаса, это очень хорошие маршруты. Не зря же люди заходили на них, „химичили“ с этими маршрутами, они на них зарабатывают! На них и нужно проводить эксперимент», — подчеркнул господин Филиппов.

Чиновники отметили, что пока расторгнуть договоры с перевозчиками нельзя и проведение эксперимента требует подготовки. Депутаты и чиновники сошлись во мнении, что представленный вариант нуждается в доработке и этот вопрос необходимо обсудить с заинтересованными сторонами за круглым столом еще раз.

Ирина Пелявина

Вся лента