Новый год переформатируют

Услышат ли федеральные каналы зрителей

Интернет-скандал вынудил федеральные каналы пересмотреть подход к новогодним шоу. «Первый канал» и «Россия-1» планируют изменить формат своих праздничных концертов. Поводом послужила лавина критики, которая обрушилась на СМИ в начале этого года: новогодние программы называли нафталиновыми, а артистов и их репертуар — заезженными.

Претензии к новогодним шоу федеральных каналов начались с Instagram-поста продюсера Макса Фадеева: в нем он сравнил их с «сельским утренником» и с погружением в ад. С ним согласились и многие зрители, когда онлайн-петицию на сайте Change.org против «набившего оскомину» формата праздничной передачи на «Первом» подписало более 200 тыс. человек.

В комментариях к петиции фигурировали просьбы заменить наконец Аллу Пугачеву, Филиппа Киркорова, Максима Галкина и Иосифа Кобзона хоть на кого-нибудь другого. Позже сама Алла Пугачева отреагировала на критику и назвала всех подписавших онлайн-обращение злопыхателями.

Всего через несколько минут на том же Change.org появилась встречная петиция под названием «Руки прочь от Пугачевой», ее подписали около 1 тыс. человек; на данный момент петиция с ресурса удалена.

После скандала Первый канал решил предоставить выбор артистов для новогоднего шоу зрителям. В соцсети «Одноклассники» прошло голосование, в котором приняли участие чуть больше 1 млн пользователей. В списке оказалось 30 исполнителей, самым популярным стал Григорий Лепс. Также в перечне группы «Грибы» и «Ленинград», рэпер Баста и певица Светлана Лобода.

Фото: Россия-1

Главный продюсер музыкальных и развлекательных программ «Первого канала» Юрий Аксюта в интервью «Коммерсантъ FM» подчеркнул, что «Одноклассники» были выбраны по принципу максимальной схожести аудиторий:

«Списки формировались согласно предпочтениям сайта «Одноклассники», а уже потом по этим спискам было объявлено голосование. Аудитория сайта «Одноклассники» и аудитория «Первого канала» наиболее близки друг другу, и если бы мы хотели увидеть там больше артистов, работающих в жанре рэпа, то, наверное надо было проводить исследования среди слушателей до 16 лет. Необходимо совместить интересы взрослой и молодежной аудитории».

Интернет-голосование со стороны выглядит действительно честно, но на поверку россиянам предложили лишь иллюзию выбора, считает старший преподаватель Института телевидения, бизнеса и дизайна Илья Стахеев:

«Получается, что мы меняем не основной салат праздника, а закуски. Голосование устроено на ресурсе, пользователи которого всем довольны, вместо свободного выбора предложены списки — это такой косметический ремонт».

Телеканал «Россия-1» также не проигнорировал критику. Организаторы пока не раскрывают подробностей, но обещают зрителям «Необыкновенный огонек» — именно так будет называться традиционное шоу. В анонсе съемок обещаны потрясающие дуэты и перемены слов в песнях. Правда, пока состав исполнителей выглядит не слишком обновленным: в списке Юрий Антонов, Ирина Аллегрова, Иосиф Кобзон, Валерия, Лариса Долина.

В чем еще будет заключаться «необыкновенность» концерта выяснить не удалось — представители канала оказались не доступны для комментариев. Новогодние концерты на федеральных каналах уже давно нуждались в переформатировании, считает завкафедрой политической и деловой журналистики РАНХиГС Андрей Новиков-Ланской:

«Телевизионное начальство поступает абсолютно справедливо, пытаясь найти новые контакты с аудиторией, потому что основная проблема ТВ сегодня в том, что оно не знает тех, кто его смотрит. Даст ли эта попытка какой-то результат — пока непонятно, но задача телевидения сейчас состоит в том, чтобы вернуть интерес и уважение к фальшивым и искусственным новогодним программам».

Стоит отметить, что несмотря на критику, новогодние шоу на «Первом» и «России-1» традиционно остаются самыми популярными телевизионными передачами. Только на них приходится треть всей аудитории, которую исследует аналитическая компания Mediascope.

Вся лента