Конгресс посмотрел рекламу

Чем закончится скандал с «вмешательством в выборы»

История с предполагаемым вмешательством России в американские выборы через соцсети обрастает подробностями: в Конгрессе США показали конкретные примеры политической рекламы, с помощью которой Москва якобы пыталась помочь Дональду Трампу. Это, как оказалось, была агитация против Хиллари Клинтон, призывы жителей южных штатов объединиться, посты в поддержку американских мусульман. Некоторые СМИ уже увидели в расследовании американских конгрессменов наступление на свободу слова. Чем может закончиться скандал, разбирался Алексей Соколов.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Политическую рекламу в американских соцсетях, якобы проплаченную Россией, наконец-то показали публике. На слушаниях в Конгрессе США было обнародовано 28 таких сообщений. Всего же объявлений было почти 3,5 тыс. только на Facebook, а в Twitter 37 тыс. якобы пророссийских ботов опубликовали почти 1,5 млн сообщений. Баннеры обращаются к остросоциальной тематике или же открыто агитируют против Хиллари Клинтон: соперницу Дональда Трампа. например, изображают в образе сатаны, сражающегося с Иисусом Христом. При этом представители Google, Facebook и Twitter отмечают: публикации не нарушали правил сервисов.

И все же внимание американских властей к этой рекламе объяснимо, считает политолог, эксперт по международным отношениям Михаил Троицкий: «Это не противоречит американской конституции в части свободы слова, речь идет о некоторых мерах, которые бы не давали иностранным государствам использовать транснациональные интернет-платформы, созданные в США, для целенаправленного влияния на некоторые внутриамериканские процессы. Сама Россия все время говорит о вмешательстве в ее внутренние дела, и тем более в выборы, и хочет всячески это вмешательство ограничить или свести к нулю, здесь речь идет примерно о том же».

Ранее Twitter запретил российским СМИ RT и Sputnik размещать там рекламу: соцсеть сослалась на заключение разведслужб США о попытках этих медиа повлиять на президентские выборы прошлого года. В ответ на это в Совете федерации посоветовали всем российским компаниям воздержаться от рекламы в Twitter.

Ситуация стала напоминать бойцовский клуб, отметила официальный представитель МИД Мария Захарова. Она пообещала Twitter в ответ на запрет рекламы некий сюрприз.

Этот скандал грозит выйти из-под контроля и распространиться на другие страны, отмечает завкафедрой зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Ольга Павленко: «В первый раз в мировой политике идет масштабное системное разбирательство с тем, кто как влиял на американские выборы. Если начнется такое же разбирательство в России, Латинской Америке, на евразийском пространстве — везде гораздо в большем масштабе будет обнаружен американский след».

В Москве посчитали, что прошедшие слушания подтвердили: никакого вмешательства в выборы со стороны России не было. При этом там выразили надежду, что в итоге «все же возобладает „дух Эльбы“»: 25 апреля 45 года на реке Эльба войска СССР встретились с американскими военными, что стало символом объединения антигитлеровской коалиции на полях сражений.

Фигурантами дела о предполагаемом вмешательстве России в выборы президента США могут стать и вполне конкретные люди: по данным The Wall Street Journal, американские спецслужбы собрали доказательства против неких шести российских официальных лиц. В 2018 году им могут предъявить обвинения, добавляют собеседники издания.

Вся лента