Набережное отношение к расходам

В бюджете Перми появились расходы к 300-летию города

Проект бюджета Перми на следующую трехлетку сохранил традиционные приоритеты — бездефицитность, рост инвестиционных расходов и социальную направленность. При этом в главном финансовом документе появились «масштабные задачи в сфере градостроительства и архитектуры», которые должны обеспечить преобразование набережной и прилегающих территорий, а также инвестпроекты к 300-летию Перми. Доходы бюджета пока не учитывают новую схему начисления налога на имущество физлиц от кадастровой стоимости, но власти прогнозируют, что уже в 2019 году эти поступления вырастут на 40%. Депутаты предложили более эффективно подходить к планированию инвестиций и разобраться с замороженными инвестобъектами.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Вчера депутаты пермской думы и представители городской администрации обсудили проект бюджета на 2018–2020 годы в формате «нулевого чтения». Глава Перми Дмитрий Самойлов отметил, что приоритеты при его формировании остаются прежними: реализация майских указов президента, бездефицитность, рост инвестиционной составляющей, участие в краевых и федеральных инвестпроектах, привлечение средств из вышестоящих бюджетов и проекты муниципально-частного партнерства. Объем доходов составит 25 млрд руб. в 2018-м (на 2 млрд руб., или на 17% выше уровня 2017 года), 26,6 млрд руб. в 2019-м и 26,2 млрд руб. в 2020-м. Расходы заложены в таком же объеме.

Основную долю составят социальные расходы (63%). Почти половина бюджета — затраты на образовательную сферу. В частности, на строительство и покупку зданий для детсадов в ближайшую трехлетку планируется потратить более 840 млн руб., на строительство новых корпусов школ и реконструкцию существующих — 1,5 млрд руб. В бюджете также предусмотрено почти 190 млн руб. на два бассейна, более 90 млн руб. на спортивную базу «Летающий лыжник». Значительный объем расходов заложен на дорожную отрасль. Строительство трех новых дорог (7,1 км) оценивается в 2,5 млрд руб., реконструкция и ремонт дорожной сети — более 1,5 млрд руб. В числе финансовоемких объектов — капремонт набережной Камы (2010 млн руб.) и реконструкция кладбища «Северное» (131 млн руб.).

Дмитрий Самойлов обратил внимание на рост инвестиционных расходов: «С учетом капремонта инвестиционная составляющая увеличится до 5,1 млрд руб. — на 20% больше (в следующем году к уровню 2017-го. — „Ъ-Прикамье“)». По его словам, муниципалитет планирует наращивать ее и дальше. К 2020 году инвестиционные затраты городского бюджета должны составить 6 млрд руб. Они будут направлены в сферу образования, дорожного строительства и на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

Рост трансфертов к 2020 году составит более 2 млрд руб. Проект бюджета также предусматривает рост собственных доходов бюджета. К 2020 году они должны увеличиться с текущих14,5 млрд до 15,4 млрд руб. В 2018-м налоговые и неналоговые поступления в городскую казну увеличатся на 3%, в 2019-м — на 1,6%, в 2020-м — на 2%. Поступление основного бюджетообразующего источника (налога на доходы физлиц) в 2018-м вырастет на 6,1%, до 7,9 млрд руб. Размер поступлений от НДФЛ к 2020 году прогнозируется в размере 8,6 млрд руб.

В проекте бюджета заложены, в том числе, доходы от налога на имущество физлиц (380 млн руб. в 2018-м, 390 млн в 2019-м и 404 млн руб. в 2020-м), но они не учитывают переход к исчислению налога от кадастровой стоимости. Этот переход пока не завершен на региональном уровне. Также не учтено планируемое изменение кадастровой стоимости недвижимого имущества и земельных участков, которое произойдет в 2018–2019 годах. По предварительным прогнозам городской администрации, с учетом поправок и нового способа начисления налога на имущество поступления в бюджет в 2019 году по этой статье вырастут на 40%, в 2020-м они стабилизируются и до окончания переходного периода (пять лет) будут увеличиваться на 27% ежегодно.

Первый замглавы администрации Виктор Агеев пояснил, что исчисление налога от кадастровой стоимости направлено на более справедливое налогообложение, поэтому оно будет дифференцированным. Наиболее высокие ставки будут применяться к более дорогим объектам. «Сейчас ставки не максимальны, и при переходе предлагается сохранить эту позицию. Они также несколько ниже, чем у городов-аналогов», — уточнил он. Муниципалитет рассчитывает, что доход от налога на имущество физлиц при переходе на новую систему исчисления вырастет до 1 млрд руб. в год к 2023 году.

Присутствовавшая на нулевом чтении бюджета министр финансов края Елена Чугарина отметила, что налог на имущество, начисленный по новой схеме, должен стать основным источником для преобразований в инфраструктуре и улучшения качества городской среды.

Господин Агеев, в свою очередь, заявил, что в ближайшие три года наиболее масштабные задачи стоят в сфере градостроительства и архитектуры. Так, в 2018-м муниципалитету предстоит обеспечить крупные преобразования набережной и прилегающих территорий. Речь идет о создании культурно-исторического кластера в районе Перми I. «Необходимо обеспечить градостроительную подготовку объектов краевого значения, таких как новое здание оперного театра и художественной галереи. В этом же направлении будут наши усилия по сносу самовольных построек и объектов, нарушающих архитектурный облик города», — добавил господин Агеев. Он также заявил о вовлечении новых земель в оборот: в 2018–2020 годах планируется сформировать 283 участка на торги и под развитие застроенных территорий.

В бюджете Перми также запланированы мероприятия, которые будут реализованы в рамках подготовки к 300-летию города, предстоящему в 2023 году. Замглавы администрации Вячеслав Торчинский отметил, что впервые с 2010 года в сфере культуры и молодежной политики появились три инвестиционных проекта, привязанных к юбилею города, в их числе реконструкция Дворца молодежи и здания пермского планетария. На разработку проектно-сметной документации и проектно-изыскательские работы дворца заложено 15 млн руб. в следующем году, расходы на проектирование по планетарию составят почти 16 млн руб. в 2019-м.

Обсуждая проект бюджета, депутаты интересовались отдельными направлениями расходов, в частности затратами на обустройство площадки завода «Ремпутьмаш», которую планируется использовать под историко-культурный кластер. По словам Дмитрия Самойлова, пока такие расходы в бюджете не предусмотрены, поскольку прежде нужно определиться с общим развитием этой территории.

«В крае давно действует, и зарекомендовала себя краевая инвестиционная программа, некий свод инвестпроектов. За счет этого прозрачность повышается в разы. У нас, к сожалению, какой-то винегрет. Каждый функционально-целевой блок в своем направлении пытается выстроить и ранжировать объекты. Может, имеет смысл использовать краевой опыт?» — поинтересовался депутат Александр Филиппов. По словам Дмитрия Самойлова, краевая программа не является самоцелью, основная задача — это завершение объектов и их ввод в эксплуатацию, а у Перми показатели в этом плане выше — почти 87% в 2016 году, по сравнению с 50% в регионе.

Первый вице-спикер думы Дмитрий Малютин предложил разобраться с незавершенными объектами в краевой столице: «По 64 объектам идет сумма к списанию. Цена вопроса — 1,2 млрд руб. Надо входить в инвестпроекты, когда мы знаем, сколько это будет стоить, кто это будет делать и в какие сроки». Мэр согласился, что за последние 16–17 лет накопилось много таких объектов, и нужно провести их инвентаризацию.

«Главный ориентир — 300-летие Перми. К этой дате в городе должен быть завершен ряд масштабных проектов, где мы работаем в режиме софинансирования с федерацией и краем», — отметил председатель думы Юрий Уткин. Он уточнил, что после нулевого чтения главный финансовый документ Перми будет вынесен на публичные слушания 9 ноября. Проект бюджета в первом чтении будет рассмотрен на пленарном заседании думы в ноябре, поправки к нему будут приниматься с 22 по 24 ноября, а в декабре документ будет принят окончательно.

Светлана Быкова

Вся лента