Дорогие мои старики

Старые автомобили названы самым выгодным вложением в предметы коллекционирования. Способны ли олдтаймеры (так принято назвать авто старше 30 лет) вас озолотить, выяснили "Деньги".

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Олег Петров

Британский банк Coutts, работающий с весьма состоятельными клиентами, в сентябре опубликовал доклад, оценив доходность инвестиций в так называемые предметы страсти. Среди них числятся объекты, традиционно входящие в круг интересов коллекционеров: монеты и произведения искусства, ювелирные изделия и марки, часы и вино, ковры и классические автомобили. Страсть к олдтаймерам перебила все остальные. Если верить докладу, с 2005 года автоклассика выросла в цене на 332%, в то время как у ближайшего "преследователя" — монет — аналогичный показатель увеличился на 224%.

Британскому банку вторит международное агентство элитной недвижимости Knight Frank, проводящее собственную оценку вложений в предметы старины и страсти. Средняя цена олдтаймеров за десятилетие, по их данным, выросла на 362%, что сулит немалую выгоду тем, кто сумел распознать тренд на автомобильную ностальгию. Покупаем раритет, ждем десять лет и продаем его в три раза дороже. Не слишком ли легкие деньги?

Ситуация, естественно, гораздо сложнее. Не все автомобили дорожают одинаково. Ракетное ускорение рынку олдтаймеров придали отдельные позиции, удорожание которых спровоцировали инвестиционные фонды, разглядевшие в автоклассике привлекательный актив.

Двигатель рынка

Самым дорогим автомобилем, когда-либо проданным на аукционе, стал Ferrari 250 GTO. Итальянский спорткар, выпущенный в 1962 году, ушел с молотка в 2014 году за $38 млн, задрав планку на очень высокий уровень и резко подтолкнув цену и на остальные творения "конюшни" из Маранелло. При этом до максимальной оценки он не дотянул — компания Hagerty, занимающаяся страхованием раритетных автомобилей, на тот период котировала его на уровне от $58 млн до $69 млн в зависимости от состояния. Но внакладе прошлый владелец вряд ли остался, еще в 2007 году Hagerty оценивала этот автомобиль от $10 млн до $12,5 млн. Интересно, что 250 GTO, которых всего было выпущено 39 штук, редко попадает на открытый рынок. На октябрь 2017 года в продаже был лишь один экземпляр с номером шасси 3387GT, дилер предлагал его за $56 млн (данные российской версии журнала Classic & Sports Car, 2017, N22).

Однако дальнейшего резкого взлета цен на классические Ferrari ждать вряд ли стоит — показатели приостановили свое вертикальное восхождение и даже немного просели. Тот же отчет Coutts говорит, что, несмотря на рост котировок классических автомобилей в течение 12 лет, в последний год была отмечена отрицательная динамика — за короткий период они подешевели на 10%. Согласно исследованию Knight Frank, олдтаймеры рост не остановили, но темп радикально снизился — до всего лишь 2% за последний год, в то время как коллекционное вино подорожало, например, сразу на 25%.

Глеб Рачко, владелец фирмы по продаже и реставрации ретроавтомобилей OldtimerCars, говорит, что это стало результатом перегретости рынка. По его словам, нужно понимать, что картину формируют по большей части аукционы мирового масштаба. Наибольшее число продаж ежегодно приходится на конец лета, на неделю автомобильной классики в Монтерее (Калифорния, США),— это RM Sotheby's, Bonhams, Gooding & Company. В эти дни продаются олдтаймеры на несколько сотен миллионов долларов! Крупные инвестиционные фонды раскачивают рынок — играют на повышение, скупая редкие экземпляры. Однако нынешняя ситуация, по мнению господина Рачко, напоминает пузырь, который может скоро лопнуть. Эксперт советует четко оценивать риски: вкладываться на пике не стоит.

Большой куш

Если топовые позиции уже вряд ли смогут удвоить или даже утроить свою цену за десяток лет, есть целый список автомобилей, которые пока не регистрируют резких взлетов, но при этом уверенно дорожают каждый год и имеют инвестиционный потенциал. Глеб Рачко говорит, что у каждого, кто занимается автоклассикой, такой список свой: "Покупать нужно то, что нравится. Инвестиции в машину — это долгая история, и смотреть 15 лет в гараже на автомобиль, который не очень радует глаз, как-то странно. При этом, конечно, нужно отслеживать динамику роста цены и правильно подходить к выбору. Так, есть марки и модели, которые дорожают всегда, однако на динамику сильно влияет год выпуска, поколение модели, ее тираж".

Выбор этот основывается на оценке многих параметров. На стоимости ретроавтомобиля сказывается даже то, насколько выгодно смотрится сочетание цвета кузова с отделкой интерьера. Конечно же, самое главное — это уникальность модели. Если автомобиль выпущен тиражом несколько десятков или сотен экземпляров — это всегда "голубая фишка". Также важнейшим критерием является сохранность. Самые ценные экземпляры — автомобили в абсолютно аутентичном состоянии, до последней лампочки. Таких олдтаймеров единицы, поскольку прошло уже немало времени с момента выпуска, но они все же встречаются — иногда их находят в гаражах, сараях, забытыми много десятилетий назад. Обычно их тут же выставляют на аукцион, зачастую даже не отмыв от пыли. Стоят такие "амбарные находки" баснословных денег, зачастую в два раза дороже полностью отреставрированных аналогов той же модели.

Вторая категория — отреставрированные до состояния оригинала экземпляры. Зачастую восстановление проходит в специальных подразделениях автопроизводителя, который выдает соответствующий сертификат. Если на такой машине не планируют ездить, то уместно делать 100-процентное заводское соответствие вплоть до винтажной АКБ. А вот для редких прогулок олдтаймеры немного модифицируют ради удобства пользования. Например, когда олдтаймер перевели на работу на высокооктановом топливе или установили электронное зажигание. На плохо отреставрированных вариантах можно прогореть — с течением лет они не будут прибавлять в цене, поскольку не представляют никакого интереса для коллекционеров.

Однако даже при условии хорошего состояния нужно чувствовать конъюнктуру. Не стоит вкладываться в лишенные изюминки автомобили — седаны, например, мало кого интересуют, поэтому дорожают медленно. Массовые американские машины также котируются невысоко. А вот европейские кабриолеты, спорткары и модификации ограниченного тиража могут быть инвестиционно привлекательны. Но и тут вложения могут обернуться потерями. Например, довольно распространенный Chevrolet Corvette С1 с мотором V8 предлагается за относительно небольшие деньги, однако, скорее всего, со временем дорожать будет слабо, а такая же модель, но с редким шестицилиндровым рядным мотором Blue Flame имеет все шансы здорово вырасти в цене, заметно опередив среднерыночные тенденции.

Глеб Рачко рассказывает, что приобрел Maserati 4200 Spyder ограниченной серии, которая предусматривала всего 90 экземпляров. Машина обошлась ему в Москве в $30 тыс., но сейчас такая в Европе уже стоит €100 тыс. "Могу предположить, что через десять лет цена вырастет примерно до €300 тыс., потому что, во-первых, янгтаймеры (автомобили 80-90-х годов) сейчас активно дорожают",— говорит эксперт.

Примеры удачных инвестиций

Россиянин, имя которого мы не можем назвать, купил в Бельгии Ferrari Testarossa 1985 года выпуска за €37 тыс., прошло два года, и аналоги стали стоить €100-150 тыс. Владелец предвкушал дальнейший рост, но дилеры выбросили на рынок слишком много предложений, и цены стабилизировались.

Другой российский коллекционер купил Ferrari за $350 тыс., а через четыре года радовался аукционным результатам на аналоги, которые преодолели миллион. "Все мои клиенты активно отслеживают рынок олдтаймеров, зачастую радостно присылая мне цены на машины, подобные их,— делится Глеб Рачко.— Буквально пару дней назад клиент увидел в продаже Porsche 911S 1969 года выпуска за €200 тыс., хотя его автомобиль пять лет назад обошелся ему в €100 тыс.".

Впрочем, нельзя забывать и о расходах на таможенную очистку, содержание, обслуживание олдтаймеров. Каждый отдельный автомобиль следует изучать, взвешивать рентабельность покупки. Смотреть нужно и на историю автомобиля, и на бэкграунд конкретного экземпляра. Звездный владелец, участие в фильмах и событиях — все это может солидно взвинтить цену. Другое дело, что это процесс непредсказуемый, на легендарность рыночные правила не распространяются. "Все зависит от того, сколько поклонников условной Мэрилин Монро участвует в аукционе",— говорит Глеб Рачко. Он вспоминает случай, когда купе Porsche 911S, цена которому от силы $100 тыс., продали на американском аукционе почти за $1,4 млн. Машина принадлежала Стиву Маккуину и снималась в заходных кадрах к культовому фильму "Ле-Ман". Однако спрогнозировать, что на конкретных торгах будет присутствовать фанат американского актера, невозможно.

Практика подтверждает слова российского эксперта. Через несколько лет, в 2015 году, еще один Porsche 911, принадлежавший Маккуину, не смог найти нового владельца на аукционе Christie's, хотя предварительная оценка была заметно более демократичной — эксперты аукциона предрекали, что за этот Porsche покупатели дадут около $250 тыс.

Список самых дорогих автомобилей на аукционе


ГодАвтомобильЦена ($)Аукционный домДата
11962Ferrari 250 GTO Berlinetta38 115 000Bonhams2014
21957Ferrari 335 Sport by Scaglietti35 711 359Artcurial2016
31954Mercedes-Benz W196R Formula 1 Racing
Single-Seater
29 650 095Bonhams2013
41956Ferrari 290 MM by Scaglietti28 005 000RM Sotheby's2015
51967Ferrari 275 GTB/4*S N.A.R.T. Spider
by Scaglietti
27 500 000RM2013
61964Ferrari 275 GTB/C Speciale by
Scaglietti
26 400 000RM2014
71956Aston Martin DBR122 550 000RM Sotheby's2017
81955Jaguar D-Type21 780 000RM Sotheby's2016
91939Alfa Romeo 8C 2900B Lungo Spider by
Touring
19 800 000RM Sotheby's2016
101961Ferrari 250 GT SWB California Spider18 649 760Artcurial2015

Страна советов

Совсем особая ситуация с отечественной ностальгической классикой. Автомобили советского производства — продукт почти исключительно для внутреннего рынка. Поэтому инвестиции в "Волги" и "Москвичи" рискованны. Хорошие экземпляры стоят дорого, реставрация может потребовать значительных вложений и занимать продолжительное время, при этом на выходе получается автомобиль, которым интересуются единицы. Ждать спроса из-за рубежа не стоит, а на российских сайтах полно дешевых вариантов.

У серьезных коллекционеров, как правило, вся советская классика в идеальном состоянии уже есть. Богатейшие люди России скупают за миллионы долларов и редчайшие правительственные "ЗИСы", "ЗИЛы", прототипы, уникальные машины. Однако все эти цены никак не соотносятся с реальным рынком, основную роль здесь играет сговор посредников, в свое время перегревших рынок. Выгодно реализовать подобные олдтаймеры на внешнем рынке практически невозможно.

Впрочем, и к вложениям в иностранную автоклассику у россиян много вопросов. Российский рынок почти не предоставляет выбора олдтаймеров, поэтому приобретать их придется за рубежом. Отдельные сложности могут возникнуть с их таможенной легализацией, которая сама по себе способна солидно увеличить стоимость. Ведь никаких льгот автомобилям старше 30 лет, кроме разрешения на ввоз без соответствия нормам токсичности и без обязательного модуля "ЭРА-ГЛОНАСС", не положено, для них действуют стандартные таможенные ставки. Со страховкой ситуация тоже никак не регламентирована, отдельные компании готовы выдавать полисы каско, но порядок возмещения ущерба вряд ли учитывает особенности олдтаймеров в полной мере. Например, если повреждена одна хромированная деталь, для идеального восстановления необходимо перехромировать и все остальные элементы, иначе они будут отличаться между собой, а это тянет за собой сотни тысяч рублей расходов.

Поэтому единицы в России видят олдтаймер не просто любимой игрушкой, а инвестпроектом. Долго, дорого, рискованно, очень много вопросов, ответить на которые могут считаные специалисты. Можно заработать 300%, но легко уйти в минус, а можно и вовсе остаться ни с чем, если таможенные органы посчитают, что автомобиль не соответствует предъявляемым к классике требованиям аутентичности, и поставят его на вечную стоянку. Однушка у метро в таких условиях продолжает оставаться гораздо более привлекательным вложением средств.

Вся лента