Риски свободы передвижения

На чемпионат мира по футболу в России, как ожидается, приедет около миллиона иностранных туристов. К их приезду Ростуризм подписал меморандум о сотрудничестве с платформой Airbnb, которая позволяет частным владельцам сдавать свое жилье путешественникам. Представители гостиничного бизнеса боятся, что такое сотрудничество подорвет их позиции на рынке. Чего нужно опасаться клиентам Airbnb, выяснили "Деньги".

Фото: Пресс-служба Airbnb

Татьяна Гомозова

Платформа Airbnb была основана в 2008 году. С тех пор выросла из стартапа в глобальную компанию. Ее услугами воспользовались 220 млн гостей. В базе сервиса — 4 млн вариантов жилья в 191 стране мира. Компания давно ушла от первоначальной концепции AirBed & Breakfast, то есть "Надувной матрас и завтрак".

Сервис устроен просто: снять жилье в любой точке мира можно через приложение на смартфоне и через сайт. Хозяевам квартир проект гарантирует финансовую защиту — до $1 млн и берет за услуги 3% от суммы оплаты. Для гостей комиссионные — 5-15% от суммы.

Фактически платформа похожа на "торренты", которые связывают тех, у кого есть фильм, с теми, кто хотел бы его скачать. В юридическом смысле сходство тоже прослеживается: система рекомендует, но не следит за тем, платит ли арендодатель налоги, и поэтому Airbnb раздражает многие городские администрации. В Нью-Йорке, например, с ним воюют: в прошлом году там запретили аренду длительностью менее 30 дней без специального разрешения. Похожий закон действует и в Сан-Франциско.

Как в теории

Со стороны туриста система достаточно проста: после регистрации надо заполнить анкету, загрузить фотографию, сканы документов и дождаться подтверждении личности. После этого остается найти вариант, забронировать его и отправиться навстречу новому опыту. С момента бронирования деньги находятся на счету у компании, хозяин квартиры получает их только спустя сутки после заселения. Если гостю что-то не понравится, он может связаться с поддержкой и уехать, получив обратно всю сумму. Такова теория, и в основном она работает.

На практике немного сложнее. Даже если в объявлении указано, что в нужные даты квартира свободна,— это еще ничего не значит. Опытные путешественники советуют прежде чем нажимать кнопку "забронировать", связаться с хозяином и получить у него подтверждение. Могут быть проблемы и посерьезнее.

Что на практике

Несоответствие обещаниям — одна из самых распространенных жалоб путешествующих при помощи Airbnb. Хозяин, как правило, подробно описывает, что именно получит гость: постельное белье, фен, возможность пользоваться кухней и общей гостиной, общая будет ванная комната или персональная — самые разные мелочи могут иметь значение. В описании жилья обязательно есть фотографии. И все же бывали истории с подменами, когда оказывалось, что это снимки соседнего дома.

Часто путешественники рассказывают о неверно указанных ценах: после бронирования (то есть уже после списывания денег со счета) хозяин неожиданно заявляет, что планировал сдавать квартиру на эти даты дороже. По словам представителя пресс-службы Airbnb, хозяин не может изменить стоимость бронирования постфактум без согласия гостя. Как вести себя в случае запроса дополнительной оплаты или «предложения альтернативного жилья», он советует узнать в центре поддержки компании.

Странные штрафы

Российские путешественники чаще сталкиваются с другой формой непредвиденных расходов — неожиданными штрафами. Москвич Валентин Васин с шестью друзьями в марте нынешнего года снимал квартиру в Нью-Йорке. За неделю они заплатили 140 тыс. рублей. Вернувшись, обнаружили, что хозяин требует доплатить $500 за якобы испорченное постельное белье. "Осознав, что с этим запросом ему ничего не светит, снизил до $275, потом до $225. Я снова отказался",— рассказывает господин Васин. По его словам, админы Airbnb выставили неустойку в $133. Хозяин квартиры утверждал, что постояльцы постирали одеяло с хлоркой, и оно потеряло цвет. Администраторы, не разобравшись, поверили, написали, что в случае неуплаты аккаунт будет удален, а долг передадут агентствам. "Деньги небольшие,— продолжает Васин.— Но это вопрос принципа. С нас взяли 140 тыс. рублей, 10 тыс. из них заработало Airbnb. 5 тыс. включалось за уборку дома. За нее, кстати, хозяин требовал дополнительные деньги". Только сняв все деньги с карты, Васин избежал уплаты штрафа. Он заявил "Деньгам", что пользоваться площадкой больше не будет.

Елена и Максим Лисун менее удачно съездили в Майами: "Мы снимали квартиру на первой линии на месяц за $3 тыс. Что было в квартире, когда мы въезжали,— отдельная история. Три дня наводили порядок, убирали плесень, сушили квартиру и травили тараканов. При въезде хозяина не видели, ключи были в сейфе у консьержа. По личным обстоятельствам пришлось выехать раньше, списались с хозяином, убрали всю квартиру, скинули ему фото. Он сказал, что все нормально. Дней через десять пришла претензия на $5 100 (порча или пропажа вещей). Хозяин квартиры просил замену мебели и ремонт, так как в квартире появилась плесень якобы потому, что, когда мы съехали, кондиционер был выключен. А надо было включить. Хозяин сказал, что надо было догадаться, что во Флориде кондиционеры не отключают". Был долгий спор, пришлось привлекать поддержку, решение было в пользу россиян.

Странный хозяин

То, что жилье сдают непосредственно местные жители,— и преимущество Airbnb, и потенциальная проблема. Компания требует от обеих сторон предоставить документы для верификации личности, но гарантий это не дает.

Артур Матвеев — пользователь Airbnb с опытом съема жилья в Сайгоне, Тель-Авиве, Риме и Тбилиси — столкнулся с крайне странным поведением хозяина парижанина по имени Эван: "Мы прожили там два дня, дальше поступили как обычно: помыли посуду, вынесли мусор и улетели. Однако в аэропорту пересадки Эван прислал нам сообщение в крайне грубой форме, утверждая, что квартира осталась очень грязной". После попытки уточнить, что случилось и почему молодой человек позволяет себе такие выражения, хост ответил еще грубее. Артур решил дальше общаться только с поддержкой, однако там предложили лишь через систему запросить у хозяина компенсацию и оставить ему негативный отзыв. И подарили купон на $25 за неудобства. "$25,— удивился господин Матвеев.— Airbnb берет с каждой моей поездки процент, так почему я, человек, который платит этому порталу деньги, не могу требовать защиты своих прав и интересов".

Особенности поддержки

На работу поддержки жалуются нередко. Инна Каминская бронировала дом в Апулии за 70 тыс. рублей. Потом отменила бронь. Деньги обещали вернуть в течение трех рабочих дней, и они вернулись, но ненадолго. "Каково было мое удивление, когда с моей карты снова списали сумму за бронь",— возмущается госпожа Каминская. В итоге ей пришлось ждать почти три недели разрешения ситуации. Разрешилось все благополучно.

Но в правилах действительно все написано: путешественник соглашается, что Airbnb не сдает ему жилье, не страхует его, не представляет его интересы и не контролирует ни одну из сторон. Это путешествие для тех, кто готов сам организовывать свою жизнь.

С мая 2016 по апрель 2017 года число пользователей Airbnb из России, которые снимали жилье, составило 958 тыс. человек. При этом у россиян популярен внутренний туризм: из общего количества отечественных пользователей 12% пришлось на Санкт-Петербург, 5% — Москву, а всего на Россию — 28%. Другими популярными направлениями были Тбилиси (3%), Прага (2%) и Барселона (2%).

Что думает отельный бизнес

Несмотря на все эти потенциальные проблемы, люди весьма охотно пользуются сервисом. Ведь даже у крупнейшей в мире гостиничной сети Marriot International — "всего" 6 тыс. отелей на 1,2 млн гостей по всему миру, что вдвое меньше базы Airbnb.

По мнению гендиректора компании "VIP-сервис" Дмитрия Горина, нельзя сказать, что Airbnb создает проблемы отельному бизнесу,— платформа занимает собственную нишу: "Соотношение организованных и индивидуальных поездок сохраняет неизменный баланс: если говорить о международном туризме, то это 70% к 30%. Сэкономить таким образом, конечно, можно, но компании, которые занимались классическим отельным туризмом, сейчас обязательно предлагают и возможность кратковременной аренды". Чего действительно не хватает Airbnb и подобным ему продуктам, считает господин Горин,— возможностей консалтинга. "Сейчас турагентства и туроператоры обязательно консультируют своих клиентов, особенно в люксовом сегменте. Люди хотят сравнить. При выборе путешествия люди хотят посмотреть, насколько их представления соответствуют действительности",— заключает Дмитрий Горин.

Представитель сервиса по поиску билетов Aviasales.Ru Янис Дзенис уверен в обратном: "Отличие от того, что было раньше в индустрии путешествий,— радикальное. Прежде всего вы больше не привязаны к своему туристическому агенту, который за вас решает, что вы будете делать и когда". По его мнению, туристические агентства предлагают довольно узкий взгляд на мир, ориентируясь на массовый спрос.

Впрочем, помимо жилья платформа Airbnb дает возможность получить уникальный опыт в путешествиях, например, посетить мастер-класс по кендо или порулить репликой старинной парусной лодки. Прошлой зимой компания приобрела финтех-стартап Tilt, позволяющий пользователям напрямую делать денежные переводы друг другу. А в сентябре вложила $13 млн в приложение Resy, позволяющее заказывать столики в ресторанах.

Как выбрать страховщика для путешествий

Конечно, на отдыхе хочется думать только о хорошем. Но давайте будем объективны: иной климат, непривычная еда, опасные аттракционы, экзотические животные и огромное количество новых контактов не всегда идут на пользу здоровью...

Читать далее

Вся лента