Telegram получил оценку на министерском уровне

Что стоит за заявлением главы Минкомсвязи

Глава Минкомсвязи Николай Никифоров назвал скандал вокруг мессенджера Telegram «раздутым» и заявил, что эта тема просто стала популярной в медиапространстве. Больше вопросов вызывает работа западных сервисов, подчеркнул министр. Что означает такое заявление? Разбирался Иван Корякин.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Эта неделя началась для Telegram тревожно — суд оштрафовал компанию-разработчика на 800 млн руб. Это цена отказа предоставить ключи шифрования Федеральной службе безопасности. Позже Павел Дуров для обжалования этого решения в суде выбрал адвокатов из международной организации «Агора».

Теперь к этой истории подключился министр Никифоров. Неожиданно для пользователей мессенджера он заявил, что ситуация с сервисом раздута. Telegram, по его словам, «ведет системную работу» и чистит каналы, популярные у террористов. Министр признался, что беспокоился бы на месте других сервисов — WhatsApp, Viber, Facebook, Google, ведь они все время остаются за кадром, а у органов к ним вопросов даже больше, чем к Telegram.

Впрочем, слова Никифорова вряд ли напугают западные мессенджеры, считает аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицын: «Если WhatsApp и Viber в основном гнались за аудиторией, то бизнес-модель Telegram строилась на его совершенстве как защищенного мессенджера, который предоставляет возможность разговаривать с той же степенью безопасности, что в лесу под кустом. Если Telegram медийное освещение этой истории дает возможность пойти на принципы и укрепиться, то WhatsApp, Viber и другие на этом никаких бонусов заработать не могут. Они не пострадают ни от допросов спецслужб, ни от освещения этого вопроса в прессе».

Противостояние мессенджера Павла Дурова и российских надзорных органов началось в июне. Тогда Роскомнадзор пригрозил Telegram блокировкой, если тот не предоставит данные для внесения в «реестр организаторов распространения информации». С тех пор ведомство своими заявлениями только трепал нервы пользователям мессенджера и невольно делал ему рекламу. Теперь власть хочет вывести вопрос из публичной плоскости, не исключает политолог Андрей Колядин: «Надо либо решать все в непубличном пространстве, либо доводить до конца те установки и угрозы, которые власть транслирует. Поэтому, возможно, участие в этой истории Николая Никифорова — это опять увод этой темы от условий ультиматумов в переговорную плоскость для того, чтобы вопрос решался негласно за столом переговоров, а не привлекал общественность и не заставлял ее нервничать».

IT-эксперты, тем временем, напоминают, что быстро заблокировать Telegram практически невозможно. Может, поэтому история с мессенджером будет только развиваться. Но теперь в ней, похоже, меняются действующие лица. Привычную для Роскомнадзора роль примеряют силовики и правительство.

Ранее основатель мессенджера Telegram Павел Дуров также заявил, что требования ФСБ предоставить доступ к переписке пользователей технически не выполнимы. Он отметил, что это нарушает право российской Конституции на тайну переписки.

Вся лента