Когда наступит газ-пик?

Ресурсы

"Газпром" в ходе Петербургского газового форума отмечал локальную победу: юридическая служба Совета ЕС подтвердила, что строительство газопровода Nord Stream 2 не противоречит европейскому законодательству. Тем не менее более долгосрочное будущее газового бизнеса представляется обозревателю "Ъ" Юрию Барсукову по итогам форума не слишком радужным.

Петербургский газовый форум, который привычно собрал под своей эгидой партнеров "Газпрома", прошел под знаком важной конъюнктурной победы: юридическая служба Евросовета полностью отвергла аргументы Еврокомиссии против проекта Nord Stream 2. Хотя анализ юридической службы едва ли решает все проблемы проекта, это активно обсуждалось в кулуарах, и участники пленарной сессии, среди которых были главы австрийской OMV Райнер Зеле и немецкой Uniper Клаус Шефер — компаний, участвующих в Nord Stream 2, не обошли этот факт в своих выступлениях. "Кто-нибудь понимает, почему Еврокомиссия вообще рассматривает вопросы, которыми не занимается Евросоюз? Почему она поддерживает одни проекты, которые не принесут пользы, и при этом игнорирует другие проекты по транспортировке газа?" — риторически вопрошал Райнер Зеле. "Я решительно поддерживаю Nord Stream 2. Есть много инфраструктурных проектов, которые финансируются за счет государственных проектов, то есть за счет средств налогоплательщиков, и мало проектов, которые реализуются за счет компаний",— заявил Клаус Шефер, намекая на то, что практически все газопроводы и терминалы по приему сжиженного газа в Европе последние годы частично финансируются за счет европейских программ.

Другим аспектом, который они подчеркнули, были рекордные поставки "Газпрома" в Европу прошедшей зимой. По словам господина Зеле, "Европа справилась с холодами только благодаря "Газпрому"". Клаус Шефер заметил, что сокращение доли угля, атомной энергии в энергобалансе ЕС и сокращение европейской добычи газа "не может быть замещено только возобновляемыми источниками энергии и решением может быть только газовая генерация". Поток комплиментов дополнил исполнительный вице-президент Shell Маартен Ветселаар, заявив, что российский газ, "как и водка, бывает только двух видов — хороший и очень хороший". На это зампред "Газпрома" Александр Медведев заметил, что компания уже сейчас обеспечивает более половины прироста европейского импорта газа и всегда готова нарастить поставки.

Между тем в ходе круглых столов на полях форума эксперты выражали гораздо более умеренный оптимизм относительно будущего как европейского, так и глобального газового рынка. Они сходились во мнении, что рынок становится все более глобальным и разрыв между ценами на газ в Северной Америке, Европе и Азии сокращается. Главный экономист BP по России и СНГ Владимир Дребенцов указал, что объем добычи газа на одну пробуренную скважину в США резко вырос в последние два года, что говорит о повышении эффективности добычи и означает сохранение или даже снижение текущих цен на американском рынке. Такая ситуация будет способствовать экспорту СПГ из США, что в итоге может привести не просто к конвергенции цен в различных регионах мира, а к полному исчезновению ценового разрыва между рынками. Даже если конвергенция не будет полной, "конкуренция между поставщиками возрастет, и газа на рынке будет очень много". Для "Газпрома" в этом есть определенные плюсы, поскольку наличие очевидной альтернативы в виде СПГ позволит европейцам продолжать закупки российского газа без опасений чрезмерной зависимости от этого источника поставок.

Более важной проблемой становится то, что на фоне борьбы с изменением климата газ попадает в разряд нежелательных ископаемых видов топлива и, особенно в Европе, воспринимается как грязный энергоноситель, использование которого должно прекратиться с развитием возобновляемых источников энергии. В Европе возобновляемые источники, активно субсидируемые правительствами, уже существенно потеснили газ из сектора генерации электроэнергии, а на азиатских рынках, которые платят за газ по наиболее высокой цене, в ряде случаев солнечные батареи уже выигрывают у газа и в условиях равной конкуренции. "Перспективы у газа на горизонте 20-30 лет очень плохие",— признался нам топ-менеджер одной из крупных европейских энергетических компаний.

Помимо конкуренции со стороны возобновляемых источников энергии газ испытывает сильный нажим со стороны угля. Собеседники в "Газпроме" признают, что рекордные поставки зимой и в текущем году были вызваны во многом ростом мировых цен на уголь из-за закрытия части шахт в Китае, из-за чего в европейской генерации стало выгодно загружать газовые, а не угольные электростанции. Однако укрепление этой тенденции едва ли возможно без введения платы за выбросы ("углеродного налога"), на что правительства в континентальной Европе пока не идут.

В целом, как отметил Владимир Дребенцов, в экспертной среде сейчас все чаще говорят о "пиковом потреблении газа" по аналогии с пиковым потреблением нефти, после которого в абсолютном выражении объем потребления нефти в мире начнет убывать на фоне перехода на иные типы энергоносителей и роста энергосбережения. Пик потребления нефти, как считается, уже пройден или будет пройден в ближайшие годы, тогда как о пике потребления газа еще несколько лет назад никто не говорил. Теперь, по оценкам разных экспертов, он может наступить в перспективе 25-50 лет. Такое видение может ужесточить конкуренцию между крупнейшими производителями газа, так как, например, "Газпром", который при текущей добыче обеспечен доказанными запасами газа примерно на 60 лет вперед, стоит перед перспективой того, что может не успеть монетизировать все эти запасы.

Вся лента