Долги застряли в судах

В 2017 году в арбитражный суд поданы иски о взыскании с «Саратовгорэлектротранса» в общем более 206 млн рублей

Перевозчик «Автокомбинат‑2» требует через суд взыскать с МУПП «Саратовгор­элеткротранс» почти 2,4 млн руб., полученных от продажи проездных билетов. В 2017 году в Арбитражный суд Саратовской области в отношении МУПП было подано исков на общую сумму более 206 млн руб., некоторые из них уже удовлетворены. В большинстве случаев заявителем является СПГЭС, которое, помимо прочего, подало четыре иска о банкротстве МУПП, но рассмотрение по ним так и не состоялось. Крупнейший иск — от «Россельхозбанка», в котором МУПП брал кредит. Депутаты городской думы называют МУПП значимым для Саратова предприятием и говорят о разработке программы его санации.

Долги саратовского электротранспорта продолжают расти

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось АО «Автокомбинат‑2» с исковым заявлением к МУПП «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ), потребовав взыскать почти 2,4 млн руб. Как сообщили в пресс-службе арбитража, в понедельник, 16 октября, иск принят к производству. «Исковое заявление содержит требования о взыскании с МУПП „Саратовгорэлектро­транс“ задолженности по перечислению денежных средств, полученных от реализации проездных билетов по договору от 01.06.2015 года на общую сумму около 2,4 млн руб. Предварительное судебное заседание назначено на 21 ноября», — уточнили в суде. В качестве третьих лиц к делу привлечены МУ «Транспортное управление» и комитет социальной защиты населения ­Саратова.

По подсчетам „Ъ“, в целом в 2017 году в отношении СГЭТ было подано разными компаниями исков на общую сумму более 206 млн руб. Крупнейшими оппонентами МУПП в суде являются АО «Российский сельскохозяйственный банк» и ООО «Саратовское городское предприятие электрических сетей». АО «Россельхозбанк» обратилось в суд в июне текущего года, потребовав взыскать задолженность по договору об открытии кредитной линии от 19 декабря 2013 года в размере 86,6 млн руб., задолженность по договору от 28 марта 2016 года в размере почти 12,8 млн руб., а также обратить взыскание на заложенную недвижимость и оборудование. В залоге у банка находятся два депо — Ленинское троллейбусное и Заводское трамвайное. Банк ходатайствовал о введении обеспечительных мер в виде наложения ареста на имущество МУПП, но получил отказ от суда. Решение по делу пока не принято.

СПГЭС через суд пытается взыскать задолженность по оплате потребленной электроэнергии. С марта по июль арбитраж удовлетворил семь исков СПГЭС к СГЭТ, постановив взыскать с МУПП почти 81,4 млн руб. Это задолженность по оплате с сентября 2016‑го по апрель 2017 года и неустойка. В августе-сентябре 2017 года СПГЭС подало еще три иска на общую сумму 24,5 млн руб. Все они приняты к производству. Кроме того, в текущем году энергетики подали четыре иска о признании МУПП банкротом. Первый иск появился в феврале 2017 года. Основанием стала задолженность по договору энергоснабжения за декабрь 2015 года, январь и май-июнь 2016 года в размере 17,7 млн руб. Директор СПГЭС Андрей Иванов тогда объяснил, что муниципальное предприятие «не предпринимает никаких конкретных шагов к полному погашению многомиллионной задолженности за потребленную электроэнергию», и СПГЭС вынуждено «приобретать электроэнергию на оптовом рынке за счет кредитных средств и добросовестных потребителей». А введение процедуры наблюдения, по его мнению, позволило бы «нормализовать работу предприятия» и обеспечить «бесперебойную перевозку жителей Саратова без угрозы остановки». К заседанию суда 13 апреля МУПП погасило долги, послужившие основанием для иска, и производство по делу было прекращено. Следующие иски о банкротстве МУПП СПГЭС подал в апреле, июне и сентябре 2017 года, все они были отозваны заявителем или не приняты судом, так как МУПП предоставило доказательства оплаты счетов.

Как писал „Ъ“, СГЭТ находится в кризисе уже несколько лет. В 2016 году убытки предприятия составили 116 млн руб., в 2015-м — 125,6 млн, в 2014-м — 146 млн. На предприятии положение объясняют снижением числа пассажиров в последние годы, низкой стоимостью проезда и заниженным размером компенсационных выплат за перевозку льготников. Руководство предприятия регулярно отчитывается о принимаемых мерах экономии, но в целом на ситуацию это не влияет. По данным на декабрь 2016 года, кредиторская задолженность предприятия составляет 353,8 млн руб. Как правило, деньги для погашения долгов изыскиваются только в критических ситуациях: когда энергетики отключают подачу электроэнергии на объекты предприятия или подают иски о банкротстве. В мэрии неоднократно говорили о желании передать МУПП в ведение области, но всерьез эта тема не обсуждалась. Пока региональная администрация и мэрия только разрабатывают планы по выводу МУПП из кризиса. В марте сообщалось о «пяти направлениях работы», включающих тарифную политику, оптимизацию маршрутной сети, эффективное использование имущественного комплекса, поиск дополнительных доходов и борьбу с нелегальными перевозчиками. Депутаты гордумы не раз говорили о том, что СГЭТ является значимым для города предприятием, что его необходимо сохранить.

Депутат гордумы Дмитрий Кудинов напоминает, что раньше предприятие из бюджета города получало до 200 млн руб. в год, а в последние годы в связи с сокращением бюджета дотации уменьшились вполовину. «Принят ряд мер по улучшению экономической ситуации, но, к сожалению, они так быстро эффекта не приносят, — сказал он. — Сейчас обсуждается программа санации, в которой, к примеру, есть вариант введения электронной карты. Но она еще в работе. Будем думать, как выходить из этой ситуации».

В СГЭТ вчера не успели ответить на запрос „Ъ“.

Ася Сафиуллина

Вся лента