Штрафная арифметика

Сколько денег приносит система видеофиксации на дорогах

Соцсети и СМИ широко обсуждают ошибку камеры фиксации в Москве — из-за ее неправильной настройки несколько тысяч водителей получили штрафы. Система, установленная на Нижегородской улице, регистрировала езду якобы по выделенной полосе. Алексей Соколов разбирался, сколько денег приносит каждая камера.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

В середине сентября камера «Стрелка-СТ», установленная на Нижегородской улице, стала не только следить за превышением скоростного режима, но и фиксировать движение транспортных средств по выделенной полосе там, где ее нет. Итогом стали несколько тысяч штрафов московским водителям всего за две недели.

Бороться с подобными сбоями трудно — в законе нужно прописать автоматическую отмену нарушений, зафиксированных камерами по ошибке, заявил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов: «В законодательстве нет даже понятия ошибки автоматической системы фиксации нарушений, которое бы регулировало массовую отмену штрафов и возврат средств автомобилистам. Предполагается, что камеры у нас работают абсолютно безошибочно. В результате москвичам приходится ехать в отделение ГИБДД на улице Садовая-Самотечная, стоять в очереди и платить 200 руб. за час парковки. Надо эти штрафы отменять также в автоматическом режиме. Но, насколько мне известно, депутаты даже и не думают о том, чтобы такую поправку внести. Зачем им это делать, если люди и так платят?».

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщала, что за последний месяц число камер, фиксирующих нарушения в Московской области, увеличилось более чем вдвое, и сейчас их в общей сложности более 1 тыс. Любопытно, что с каждого выписанного и оплаченного штрафа 233 руб. отправляются компании «МВС Груп», с которой власти заключили договор. Именно фирма устанавливает системы фиксации, после чего в течение 12 лет будет получать отчисления с каждого штрафа.

«Коммерсантъ» подсчитал, что по фотографиям с каждого стационарного комплекса выносится в среднем 108 постановлений в сутки. Таким образом, 1 тыс. камер может приносить «МВС Груп» 25 млн руб. каждый день. Размер средств, поступающих в казну, на порядок больше. Ранее компания обслуживала камеры на Кубани, где три года назад разгорелся скандал — также из-за неправильно выписанных штрафов.

На форумах и в СМИ часто можно встретить мнения о манипуляциях с камерами — якобы их устанавливают в местах, где сбор штрафов будет идти быстрее. При этом в ГИБДД «Коммерсантъ FM» заявили, что стационарные системы фиксации устанавливаются только на основе анализа аварийности в тех или иных местах. Собеседник радиостанции сообщил, что манипуляции не нужны, так как «камеры и так много приносят».

Под штраф автомобилиста могут подвести необычная разметка или некачественно установленные дорожные знаки, подчеркнул эксперт по фотовидеофиксации Григорий Шухман: «Знаки об ограничении скорости могут преднамеренно устанавливать на тех участках, где дорога позволяет ехать быстро. Кроме того, есть так называемая «дорожная ловушечка», когда сама разметка на трассе практически не позволяет соблюдать ПДД. Если такое «удачное» место найти, то бюджет получит хорошие деньги. На той же самой Нижегородской улице очень активный трафик».

Источники «Коммерсантъ FM» в ГИБДД отметили, что камера выписывает штрафы автоматически, но каждое постановление подписывает инспектор, лично просматривая фотографии нарушений. В день каждый такой сотрудник подписывает до 300 постановлений.

На данный момент в Московской области в полностью рабочем режиме функционируют около 500 стационарных и 50 мобильных камер.

Вся лента