Такси прилетело

Инновации

Мир на пороге новых систем мобильности. Последний тренд — летающее такси, которое самостоятельно прибудет по вызову и самостоятельно доставит клиента в пункт назначения.

Фото: Satish Kumar , Reuters

Петр Ястребов

Звучит как сюжет из научно-фантастического произведения, но это уже реальность. По сообщениям Emirates News Agency, официального новостного агентства ОАЭ, 25 сентября в Дубае состоялся первый полет в реальных условиях аппарата вертикального взлета, разработанного немецким стартапом Volocopter.

Летательный аппарат похож на небольшой вертолет, но вместо несущего винта у него круглая рама, на которой размещено 18 пропеллеров — в целом конструкция напоминает страдающий слоновостью квадрокоптер. Каждый пропеллер приводится в движение электромотором, который питается от литий-ионного аккумулятора. Запас энергии позволяет электрокоптеру передвигаться по воздуху в течение 27 минут на крейсерской скорости 50 км/ч, а его максимальная скорость составляет 100 км/ч. Максимальная дальность полета — 27 км, но разработчик обещает возможность интеграции более емких аккумуляторов, способных увеличить время и дистанцию полета. Пополнить запас энергии можно всего за 40 минут посредством системы быстрой зарядки.

Безопасность гарантируется высокой степенью дублирования всех систем, но в крайнем случае электрокоптер предлагает традиционное средство спасения — парашют. Впрочем, разработчики уверены в том, что прибегать к нему не придется.

Испытания будут продолжаться еще пять лет. За это время также должно быть выработано законодательство в сфере перевозок городским воздушным транспортом, размечены доступные воздушные коридоры и определены места посадки и высадки пассажиров. Небольшой срок, если учесть, что главная идея этого летательного аппарата — автономность. Предполагается, что клиенты будут вызывать Volocopter в нужную им точку с помощью мобильного приложения, а полет будет происходить в автоматическом режиме. Власти Дубая намереваются изменить систему городской мобильности к 2030 году — планируется, что к этому времени 25% перемещений будет выполняться с помощью беспилотных транспортных средств. В том числе беспилотных летательных аппаратов.

Немецкий стартап, в который концерн Daimler и пул неназванных частных инвесторов вложили €25 млн, далеко не единственное предприятие, ведущее работу в области беспилотных воздушных перевозок. Крупные игроки инвестируют в существующие проекты или создают новые подразделения, чтобы быть в тренде. Например, Airbus, создавший крупнейший в мире двухпалубный пассажирский самолет A380, ведет разработку нескольких проектов компактных автономных аппаратов вертикального взлета. Интересен и нестандартен проект, который он готовит совместно с итальянской инжиниринговой компанией Italdesign. Проект Pop.Up предусматривает модульный подход: пассажирская капсула может стыковаться с колесным шасси для перемещения по дорогам и с воздушным модулем, который при необходимости подхватывает ее и переносит к месту назначения, минуя пробки. Поскольку это автономная транспортная система, колесное шасси в этом случае может самостоятельно возвращаться на базу и вставать на подзарядку — Pop.Up предусматривает использование только электрических моторов.

Еще одну разработку беспилотного летательного аппарата Airbus с электромоторами ведет подразделение компании, расположенное в Кремниевой долине. Проект Vahana (в индийской мифологии — средство передвижения богов) предусматривает вертикальный взлет с последующим переводом крыла в крейсерское положение для горизонтального полета. По словам разработчиков, стоимость перемещения на аппарате будет сравнима с ценой поездки на такси, но пассажиры смогут добираться до точки назначения в два-четыре раза быстрее. Дальность полета составит около 80 км. Кроме того, Vahana может выполнять и другие задачи: выступать в роли скорой помощи и спасательного транспорта, становиться эксклюзивным лимузином или рабочей лошадкой для быстрой доставки грузов. Дебют запланирован на 2020 год.

К тому же времени должен взлететь и аппарат SkyDrive (проект стартапа CART!VATOR): начало продаж намечено на 2023 год. Его создают японские инженеры, занятые в автомобильной и авиационной отраслях, в свободное от основной работы время. Энтузиасты получили поддержку крупного бизнеса, в том числе компании Toyota. 1 октября стартап анонсировал новый дизайн летательного аппарата: по проекту SkyDrive сможет перемещаться по дорогам общего пользования, а при необходимости взлетать и садиться в любой их точке. Скорость движения по земле составит до 150 км/ч, по воздуху — 100 км/ч.

Проект, однако, примечателен не только техническими деталями. Хотя пока проведены только испытания макета, создатели аппарата рассчитывают на то, что SkyDrive сможет принять участие в церемонии зажжения олимпийского огня на Играх в Токио-2020.

Летающее такси Volocopter удивило даже привычных к разным излишествам дубайских шейхов

Вся лента