ЦБ предупреждает: снижение инфляции опасно для вашего бизнеса

Дмитрий Бутрин о том, что проблемы ряда российских компаний можно было предвидеть еще три года назад

Существуют новости, о которых мы сообщаем практически ежедневно, десятками различных форматов — и они тем не менее в силу своей природы остаются для большинства наших читателей неожиданностью. В этом, по сути, нет ничьей вины — речь идет об очень долгосрочных трендах, и «реализоваться» в очевидной для всех форме они могут когда угодно на протяжении нескольких лет. Снижение долгосрочных уровней инфляции после перехода ЦБ к политике инфляционного таргетирования осенью 2014 года — из этой группы. Последствия смены политики Банка России предсказуемы для бизнеса уже более двух лет, очевидность и неотменимость последствий этой политики понятна всем уже не менее года. Временные лаги между антиинфляционными шагами-действиями ЦБ (в основном это снижение ключевой ставки) и сокращением уровня прироста цен составляют около девяти месяцев. Даже если бы Банк России принял (например, завтра) решение увеличить уровни инфляции с текущих 4–4,5% год к году до привычных для российской экономики 8–10%, достижение новой инфляционной цели заняло бы у него не менее полугода даже с учетом асимметричности инфляционных ожиданий.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Главное последствие достаточно быстрого снижения инфляции — потеря адекватности бизнес-моделями, использующимися в реальных компаниях. Два примера происходящего общеизвестны — это, с одной стороны, «Открытие» и «Бинбанк», с другой — авиакомпания «ВИМ-Авиа». Разница между этими ситуациями с точки зрения экономистов минимальна: и там и тут существовавшие до 2014 года бизнес-модели предполагали околонулевые или отрицательные реальные процентные ставки по кредитам и достаточно сложный бизнес, который имеет большой запас прочности и инерции (в отличие, например, от динамичного бизнеса торговли непродовольственными товарами — там состав рынка сменился в течение года-полутора) и который весьма дорого перестраивать. Да и незачем: достаточно выбрать более агрессивную стратегию (в случае с «Открытием» — рынок M&A, в случае с «ВИМ-Авиа» — рынок перевозок китайских туристов), чтобы рассчитывать на продолжение существования. У многих выходит, и они с их проблемами пока не попадают в новости. Многие решают продать бизнес (что нормально при ценовых шоках, но непросто для нынешней ситуации в России) или вложить деньги в его реформирование (нередко это в России сейчас невозможно, во всяком случае при нынешних ожиданиях доходности). В случае с банковским бизнесом есть хороший способ — отдать его в управление ЦБ. Но на абсолютном большинстве рынков такого способа нет вообще. Разговор идет только о том, хватит ли у собственника решимости самому ликвидировать бизнес с нормальными краткосрочными и плохими среднесрочными перспективами или этот бизнес умрет — бесшумно или шумно.

В сущности, главная новость про инфляционное таргетирование — то, что даже трех лет для принятия решения «сразу или помучиться» российским собственникам недостаточно.

Вся лента