«Когда министр подвергается критике, он является первым кандидатом на отставку»

Политолог в эфире «Ъ FM» — о реакции президента на кризис в «ВИМ-Авиа»

Около 300 российских пассажиров «ВИМ-Авиа» могут застрять на Канарских островах, сообщает Ассоциация туроператоров России. Они должны вылететь в ближайшие дни, но пока непонятно, каким образом — туроператоры не могут найти замену рейсам «ВИМ-Авиа». Также клиенты авиакомпании не смогли вовремя вылететь из Антальи, Сочи и Краснодара. В аэропорту Внуково задерживается вылет из Москвы двух рейсов перевозчика. Ранее президент Владимир Путин раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича и объявил министру транспорта Максиму Соколову о неполном служебном соответствии. Смогут ли члены кабмина оперативно разрешить ситуацию с «ВИМ-Авиа», и какие могут быть последствия? Этот вопрос ведущий «Коммерсантъ FM» Марат Кашин задал политологу Павлу Святенкову.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

— Как сейчас должны действовать Дворкович и Соколов, чтобы решить эту проблему и восстановить свою репутацию?

— Для начала — добиться возвращения российских граждан из-за границы, потому что это, судя по всему, основная проблема, которая вызвала раздражение со стороны главы государства. Понятно, что то, что сейчас происходит, — это полноценный кризис, министерство и курирующий данное министерство вице-премьер несут за это свою долю ответственности.

— Какими должны быть предприняты конкретные шаги?

— Думаю, что они должны будут договориться с другими авиакомпаниями, потому что других вариантов и нет. Либо задействовать саму компанию «ВИМ-Авиа», но непонятно, достаточно ли у нее для этого ресурсов.

— В ситуации с «Трансаэро», насколько я помню, в обязательном порядке обязывали «Аэрофлот» и другие авиакомпании пассажиров забирать . Сейчас будет примерно то же самое?

— Скорее всего, такое возможно. Если данная авиакомпания не может справиться со своими обязанностями, значит, должны подключиться другие перевозчики. Ведь какими-то другими видами транспорта вряд ли можно вернуть людей домой.

— Что может означать для вице-премьера и министра транспорта такая претензия со стороны президента?

— Для министра это означает то, что он висит в кадровом смысле на волоске, и если будут кадровые перестановки, то он первый кандидат на отставку, если только не последует заступничество со стороны председателя правительства. Ведь Владимир Путин подчеркнул, что вопрос о соответствии министра занимаемой должности будет решаться по согласованию с Дмитрием Медведевым.

— А что касается вице-премьера Аркадия Дворковича? Сейчас в СМИ говорится о возможности снятия с него вопроса курирования транспортной тематики.

— Тут то же самое — все будет зависеть от позиции президента и от того, сможет ли Дмитрий Медведев защитить своего заместителя, а если сможет, то в какой форме, то есть просто в форме перераспределения обязанностей в пользу кого-то из других вице-премьеров или в какой-то иной.

— Но отставки при этом нельзя исключать?

— Слухи о том, что осенью последуют отставки в правительстве, ходили достаточно давно. И накануне президентской кампании, естественно, было бы выгодно продемонстрировать обновление правительства, если не в отношении главы кабмина, то, во всяком случае, в отношении каких-то ключевых министров или вице-премьеров. В подобной ситуации, когда министр подвергается критике, он является первым кандидатом на отставку.

— А если ситуацию все-таки удастся решить благополучно, каковы шансы Дворковича и Соколова сохранить свой функционал?

— Все будет зависеть от того, как их деятельность оценит глава государства. Понятно, что если они вдруг развернут какую-то невероятно эффективную активность и будут действовать блестяще, вполне возможно, они сохранят свои посты. Но обычно в рамках стандартной бюрократической логики публичные претензии со стороны главы государства — это, естественно, очень нехороший признак, такая своеобразная «черная метка».

Вся лента