Поствыборный проест

Власти Перми вернутся к пересмотру тарифа на городском транспорте

Тариф на проезд в общественном транспорте, который не пересматривался с начала 2016 года, может быть вынесен на обсуждение уже этой осенью. Намерение пересчитать экономически обоснованный тариф на проезд подтвердили в мэрии Перми. Этот вопрос традиционно является дискуссионным в отношениях мэрии и думы. Депутаты увязывали повышение тарифа с внедрением электронной системы учета льготников. В прошлом году такая система заработала, но, как выяснил „Ъ-Прикамье“, вопросы о ее работе у депутатов остались.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Администрация Перми этой осенью выйдет в думу с инициативой пересмотра тарифа на проезд в общественном транспорте, сообщил „Ъ-Прикамье“ источник в мэрии. По его словам, сейчас тариф считается, его предварительные оценки пока не разглашаются. Внесение инициативы возможно к октябрьскому или ноябрьскому пленарному заседанию думы.

В прошлом году городские власти отказались от пересмотра тарифа — как писал „Ъ-Прикамье“, по политическим мотивам: тогда краевые власти попросили чиновников города не поднимать этот вопрос в преддверии выборов. Сейчас выборы прошли — тариф можно пересматривать, отмечает собеседник, знакомый с ситуацией.

«Осенью департамент дорог и транспорта выйдет к депутатам с предложением пересмотра методики формирования тарифа. Предложение в настоящий момент формируется. После утверждения новой методики, либо сохранения ее в старом виде, экономически обоснованный тариф будет рассчитан и вынесен на рассмотрение депутатов городской думы», — заявили „Ъ-Прикамье“ в департаменте дорог и транспорта администрации Перми (ДДиТ).

Напомним, полномочия по пересмотру тарифа на проезд входят в компетенцию депутатов Пермской городской думы. С инициативой же повышения выходят чиновники мэрии Перми, которые и занимаются подсчетом экономически обоснованной стоимости проезда. Последний раз тариф был повышен в январе 2016 года. Тогда стоимость проезда выросла сразу с 16 до 20 руб.

Стоит отметить, что решение вопроса о повышении тарифа всегда проходило в жестких баталиях между депутатами и администрацией. Как правило, чиновники вносили предложение по увеличению тарифа на большую сумму, чем в итоге принимали депутаты. Например, в 2015 году тариф вырос с 13 до 16 руб., тогда как мэрия посчитала экономически обоснованной цену билета в 18 руб. Для того чтобы тариф составлял 16 руб., депутаты изменили методику его расчета, увеличив срок амортизации автобусов с 7 до 14 лет. Однако в марте прошлого года Верховный суд РФ отменил решение о нормах амортизации. В результате депутатам вновь пришлось менять методику.

В ноябре прошлого года ДДиТ провел расчеты средней стоимости одной поездки на общественном транспорте Перми в 2016 году. По подсчетам специалистов, тогда экономически обоснованная цена билета составляла 22,23 руб. при действующем тарифе в 20 руб. Но в то время чиновники не стали выносить на обсуждение депутатов гордумы вопрос о повышении тарифа. Позднее было объявлено, что вопрос о тарифе будет поднят после того, как будет внедрена система электронного учета пассажиров в общественном транспорте. Это повысило бы прозрачность расходов и доходов от перевозки пассажиров.

Предприниматель Игорь Колесников считает, что ежегодно пересчитывать экономически обоснованный тариф — это обязанность муниципалитета. «Другое дело, будут ли его повышать в соответствии с полученными данными», — отмечает господин Колесников. По его словам, оптимальным вариантом является ежегодный постепенный рост тарифа, нежели редкое и резкое повышение, которое может вызвать «социальный взрыв». «С учетом роста цен, я думаю, тариф посчитают примерно на уровне 27–28 руб. Но это не значит, что я выступаю за то, чтобы тариф просто был больше. Необходимо отталкиваться от реальных цен, закладывать в тариф и обновление парка», — говорит господин Колесников. Он напомнил, что на недавнем заседании президиума Госсовета в Ульяновске, где обсуждались перспективы развития пассажирских перевозок, президент страны Владимир Путин сказал, что отрасль пассажирских перевозок должна быть рыночной и самодостаточной, а также указал на необходимость обновления подвижного состава. А это, по мнению предпринимателя, невозможно без адекватного подхода к формированию тарифа на проезд. «Задача депутатов выстраивать законодательную базу, которая бы стимулировала перевозчиков на обновление подвижного состава. Но делать это необходимо не за счет тарифа, а за счет применения реальных санкций к тем предпринимателям, которые не обновляют парк. Иначе ни у кого нет стимула к обновлению», — подытожил перевозчик.

Депутат гордумы Александр Филиппов отмечает, что мэрия Перми законодательно имеет право поднимать тему с пересмотром тарифа. При этом депутат называет вопрос тарифов излишне политизированным — его согласование проходит в жестких дискуссиях в думе. По его мнению, основная проблема этого состоит в отсутствии справедливой и независимой оценки учета перевоза льготных пассажиров. Внедренная система учета, по оценке депутата, лишь частично выполнила поручение департамента дорог и транспорта. Господин Филиппов говорит, что эта отрасль — одна из самых непрозрачных в хозяйстве Перми и перевозчики всеми средствами пытаются противодействовать созданию понятных условий игры. Выходом из ситуации, по мнению народного избранника, могла бы стать передача функций сбора денег за проезд в руки муниципалитета, который бы закупал у перевозчиков «нормочасы». Он считает возможным провести эксперимент — отдать один-два маршрута для обслуживания муниципальным кондукторам и посмотреть на эффективность процесса.

Ирина Пелявина, Вячеслав Суханов

Вся лента