Борт еще прибудет

Что ждет клиентов «ВИМ-Авиа»

Компания «ВИМ-Авиа» признала, что больше не может выполнять обязательства перед пассажирами — у перевозчика нет денег, он попросил помощи у государства. По предварительным данным, за рубежом сейчас находятся около 40 тысяч клиентов «ВИМ-Авиа». Что их ждет?

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Взять на себя перевозку пассажиров во вторник согласились «Уральские авиалинии», Red Wings, iFly, NordStar, «Икар» (Pegas Fly), Nord Wind и «Якутия». Как сообщили в Росавиации, для компенсации их затрат из бюджета выделят 200 млн рублей.

Представители туроператоров пытаются успокоить паникующих людей, которые не могут вернуться в Россию или, наоборот, вылететь из страны, сообщил обозреватель «Коммерсантъ FM» Владимир Осипов — пострадавший пассажир «ВИМ-Авиа», который сейчас находится в Анталье.

«После того, как информация появилась, естественно, весь отель встал на уши — у многих обратные билеты из Антальи в Москву на рейсы авиакомпании «ВИМ-Авиа», потому что они самые дешевые. Я попал в когорту этих людей. Естественно, была небольшая паника. Но сейчас туроператоры больше работают психологами — говорят: не беспокойтесь, не переживайте, все в порядке, Росавиация уже готовит самолеты. Нам еще повезло — у меня вылет 27 сентября. А вот те люди, которые попали на вылет 26-го числа, сейчас сидят в аэропорту Антальи, где людей скопилось достаточно много. По крайней мере, нас сейчас убеждают, что самолеты на замену обязательно будут, показывают различные документы, которые выглядят очень красиво. Но на самом деле, когда начинаешь копать и задавать вопросы турагентам, видно, что они сами, по большому счету, ничего не знают».

Как заявил официальный представитель Росавиации Сергей Извольский в эфире телеканала «Россия 1», проблемы «ВИМ-Авиа» возникли из-за «агрессивной политики» по увеличению воздушного флота.

Руководители проблемной авиакомпании уже стали фигурантами уголовного дела — их подозревают в хищении денег у клиентов. По версии следствия, эти деньги менеджеры хотели потратить на закупку топлива для самолетов. Сами самолеты сейчас тоже под угрозой ареста — у перевозчика большая просроченная задолженность перед лизингодателями.

Аэропорт Домодедово еще в понедельник отказался обслуживать «ВИМ-Авиа». С 26 сентября рейсы компании принимает Внуково, сообщил «Коммерсантъ FM» пресс-секретарь Минтранса Тимур Хикматов: «В течение двух дней будет произведено согласование сетки расписания с участием других авиакомпаний. Аэропорт Внуково уже принял решение по приему с сегодняшнего дня всех бортов авиакомпании «ВИМ-Авиа». Главное, чтобы пассажиры, которые имеют на руках билеты «ВИМ-Авиа», держали постоянно связь с туроператорами и заблаговременно до выезда в аэропорт были проинформированы о времени своего вылета».

Как сообщили в Ростуризме, «ВИМ-Авиа» продала 196 тыс. билетов с датами вылета до конца октября. Причем, по данным следствия, авиакомпания не приостановила продажу билетов, несмотря на отсутствие средств на закупку топлива. Таким образом ей удалось собрать более 1 млн рублей.

В Минтрансе заявили, что объем задолженности «ВИМ-Авиа» сейчас подсчитывается — по предварительным оценкам, он превышает 500 млн рублей.

Глава Ростуризма Олег Сафонов сообщил в эфире «Коммерсантъ FM», что расходы, связанные с возвращением российских туристов на родину, не лягут на плечи туроператоров.

Олег Сафонов, глава Ростуризма

Я считаю, что никакого коллапса на туристическом рынке в связи с прекращением чартерной программы авиакомпании «ВИМ-Авиа» не будет. Организацией возвращения из-за рубежа российских туристов занимается Министерство транспорта, Росавиация, а также Федеральное агентство по туризму. Ситуация находится под полным контролем. Все туристы, хочу заверить, будут возвращены домой, причем будет это сделано не за счет туроператоров.

Смотреть

Некоторые туроператоры уже начали перевозить пассажиров за свой счет. Как сообщили в ассоциации "Турпомощь", больше всего от ситуации с «ВИМ-Авиа» пострадали Coral Travel, Anex Tour, «Интурист», Mouzenidis Travel, «Натали Турс» и «Спасские ворота».

Перебои в чартерных рейсах авиакомпания испытывает не впервые. В мае были задержки рейсов, связанные, как заявляли в «ВИМ-Авиа», с неожиданно выявленными «скрытыми дефектами» самолетов. В июне перевозчик отменил все чартерные рейсы на две недели — более 200 тыс. пассажиров перевозили другие компании.

Во вторник глава Минтранса Максим Соколов заявил, что господдержка «ВИМ-Авиа» бессмысленна, поскольку компания уже практически прекратила работу. По предварительным данным, внешнее управление «ВИМ-Авиа» сформируют из представителей Внуково и нескольких авиакомпаний.

Вся лента