Реклама оптом

Как Facebook стал частью «российского дела»

Facebook передаст властям США данные о якобы русском вмешательстве в американские выборы, заявил основатель соцсети Марк Цукерберг в видеообращении на своей личной странице. По его словам, речь идет о трех тысячах политических рекламных объявлений, оплаченных через российские счета. Как Facebook стал частью так называемого «российского дела», разбирался Александр Ляпин.

Фото: Brian Snyder/File Photo, Reuters

В начале сентября Facebook включился в так называемое дело «Рашагейт» — расследование влияния России на президентские выборы в США. В компании заявили, что выявили около 500 фейковых аккаунтов, которые управляются из России с помощью так называемой «фабрики троллей».

По данным Facebook, в прошлом году с этих аккаунтов распространялись объявления политического характера, повлиявшие на результаты выборов. С июня 2015 года по май 2017-го на рекламную кампанию было потрачено $100 тыс., а аудитория, которую охватили объявления, составила около 5 млн пользователей.

Теперь эти данные Facebook хочет передать Конгрессу для проведения дальнейшего расследования, заявил глава соцсети Марк Цукерберг. Он также отметил, что компания продолжит сотрудничать с правительством и не позволит использовать соцсеть в качестве инструмента для подрыва демократии:

«Мы живем в новом мире, интернет-сообщества столкнулись с новой сложной задачей — им приходится иметь дело с государствами, которые пытаются подорвать выборы. Наш долг — не ударить в грязь лицом, мы набираемся опыта и быстро учимся отражать подобные угрозы. Мы продолжим сотрудничать с властями, чтобы выяснить, насколько серьезным было российское вмешательство и сделаем все от нас зависящее».

Сейчас специалисты Facebook проводят внутреннее расследование и меняют условия размещения политической рекламы. Объявления в соцсети может размещать любой пользователь интернета — для этого достаточно зарегистрироваться, самостоятельно создать пост и оплатить его — остальное автоматизированная система Facebook сделает сама. Кроме того, соцсеть позволяет выбирать аудиторию, на которую будет распространяться реклама.

Выяснить, с территории какой страны распространялись объявления, теоретически возможно, рассказал «Коммерсантъ FM» эксперт по рекламе в социальных сетях, управляющий партнер агентства MobiSharks Денис Асенов, но, скорее всего, исполнители позаботились о том, чтобы замести следы:

«Размещать объявления на площадке Facebook можно, если у тебя есть аккаунт: соответственно, если указать, что ты из России — это один факт. Следующий факт — можно посмотреть, из какой страны с использованием каких IP были созданы эти аккаунты, но я сомневаюсь, что люди, которые хотели скрыться, не использовали VPN, всевозможные анонимайзеры для того, чтобы скрыть свои истинные адреса».

Дональд Трамп назвал «мистификацией» сообщения о покупке Россией платных объявлений, Россия также опровергла причастность к этой истории: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Кремль не знает, кто распространял эти объявления:

«Мы не знаем, что такое «Рашагейт», и тем более не знаем, кто и как размещает рекламу в Facebook, никогда этим не занимались, и никогда российская сторона не была к этому причастна».

Заявление Цукерберга прокомментировали и в Совете федерации — глава международного комитета Константин Косачев предположил, что глава Facebook таким образом просто пытается наладить свои пошатнувшиеся отношения с властями США.

В компании Facebook заявили, что изменят условия размещения политической рекламы — теперь соцсеть будет помечать ее источники и позволит пользователям видеть, какие именно объявления размещает та или иная политическая организация.

Вся лента