Как белка в колесе

Dinasphere или попытка раскрутиться

Тот факт, что колесо было изобретено давно, никогда не останавливал настоящих изобретателей. В ХХ веке, в период технологического бума, было предпринято немало попыток переосмыслить устоявшийся порядок вещей, найти новую точку опоры, способную перевернуть мир. Появление первых самодвижущихся экипажей пусть и произвело революцию, но натолкнуло некоторых на мысль о том, что следует более рационально распоряжаться открывшимися возможностями. Четыре колеса - это здорово, но ведь можно обойтись тремя, двумя или даже одним...

Иван Картамцев

Работы над унициклами велись с самого начала прошлого века, и среди них попадались весьма любопытные образцы. Так, в 1910 году француз Эрик Эдисон Путон провел успешные испытания моноколеса, приводимого в движение маломощным бензиновым мотором, а несколькими годами спустя поочередно испытали свои творения американцы Клинтон Коутс и Альфред Д'Харлинг. Последний изготовил уницикл, приводимый в движение за счет двухлопастного пропеллера, работающего в паре с трехцилиндровым мотором. Для устойчивости всей конструкции ученый предусмотрел необычные салазки, отдаленно напоминающие щупальца осьминога.

Но, пожалуй, самое странное изобретение представил в 1932 году английский изобретатель Джон Арчибальд Первес. Называлось оно Dinasphere и, как уверял автор, было сконструировано по эскизам Леонардо да Винчи.

Настоящее фото было сделано 1 февраля 1932 года неподалеку от местечка Уестон-сьюпер-Мэр, расположенного на юго-западном побережье Англии.

В данном случае изображен двухместный вариант. Всего было изготовлено несколько прототипов. Среди них малое одноместное колесо, которое могло оснащаться электрическим двигателем, в то время как двухместный вариант имел шестисильный двухцилиндровый бензиновый мотор Дугласа, работающий в паре с трехступенчатой коробкой передач с возможностью реверса. При этом мотор и сиденье являлись частью единого блока. Позже был спроектирован вариант с пятиместной и восьмиместной кабиной, установленной внутри колеса. В производство ни один из них не пошел.

Как видно на фото, основой Dinasphere является решетчатый каркас. Высота конструкции - 3 м при весе 450 кг. При благоприятных условиях сфера могла разогнаться до 45 км/ч. Впрочем, этого было более чем достаточно, притом что первые прототипы не имели руля и для совершения маневров водителю приходилось высовываться за пределы кабины и балансировать собственным весом. Более поздний, двухместный вариант оснащался привычным рулевым колесом, позволявшим регулировать угол наклона конструкции.

Автомобиль, стоящий рядом с изобретением, - Austin 12, выпускавшийся с 1921 по 1939 год. При менее монструозных габаритах он мог с комфортом перевозить до пяти человек. Данный вариант кузова оснащался заднепетельными дверьми, которые были очень популярны в тридцатые годы. Сейчас мода сошла на нет из-за повышенной опасности того, что дверь сорвет с петель встречным потоком ветра. В английском языке за подобным типом дверей даже закрепилось название suicide door - "самоубийственная дверь". У современных автомобилей они встречаются крайне редко. Один из таких уникумов - Rolls-Royce Phantom.

Несмотря на то что первое специализированное детское кресло было изобретено примерно в это же время, говорить о безопасности и уж тем более о законодательной базе, регламентирующей правила провоза детей, разумеется, не приходилось. Ребенок, сидящий на переднем пассажирском сиденье "Остина", является тому подтверждением. Первое по-настоящему безопасное детское автокресло было спроектировано в 1962 году британцем Джином Амесом. Притом следует понимать, что в шестидесятые годы далеко не все автомобили оснащались даже стандартными ремнями безопасности.

Вся лента