И пусть торги подождут

УФАС не согласно с выбором аукциониста для продаж имущества Нижнего Новгорода

Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) Нижнего Новгорода через суд пытается доказать законность выбора ОАО «Российский аукционный дом» в качестве посредника для продажи муниципальной недвижимости. В нижегородском УФАС, предписавшем аннулировать итоги конкурсного отбора аукционистов, считают, что городская администрация неправомерно включила критерий по опыту приватизации муниципального имущества, а в мэрии говорят, что старались выбрать наилучшего профессионального агента.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Областной арбитражный суд приступил к рассмотрению спора между КУГИ администрации Нижнего Новгорода и антимонопольной службой, опротестовавшей выбор посредника для продаж муниципального имущества. В апреле комитет провел конкурсный отбор компаний, специализирующихся на проведении торгов, и выбрал Российский аукционный дом (РАД) — известного аукциониста, в учредителях которого Сбербанк, «Русский ювелир» и Фонд имущества Санкт-Петербурга. РАД за комиссию 3% от конечной цены обязался помочь ­КУГИ продавать муниципальное имущество: помещения, земельные участки, акции и так далее.

Однако в нижегородском УФАС, куда пожаловалось ООО «Экспертные системы» из Иркутска, итоги отбора аукциониста признали неконкурентными, предписав их аннулировать. В антимонопольной службе считают, что КУГИ серьезно ограничил круг потенциальных посредников, введя требования по опыту продаж муниципального и государственного имущества. Фактически конкурс проводился так, что выиграть его смог только участник, доказавший, что в течение последних двух лет оказывал услуги по приватизации. Чем больше таких сделок он провел, тем больше шансов было победить.

Как рассказала в суде представитель УФАС Зинаида Орлова, по их предписанию КУГИ аннулировал итоги отбора, тем самым косвенно признав нарушение закона. В УФАС считают, что посредничать в продаже городского имущества вправе любая компания, занимающаяся организацией торгов. Анализируя судебную практику, антимонопольщики также нашли единичный судебный прецедент не в пользу властей. Представитель КУГИ, напротив, убеждал суд в том, что комитет стремился определить «наилучшее юрлицо», которое сможет грамотно и эффективно помочь Нижнему Новгороду с приватизацией муниципальных объектов. Антимонопольная служба превысила свои полномочия, вмешавшись в этот процесс отбора, добавил юрист администрации. Суд вынесет решение по делу 24 августа.

Директор нижегородского филиала РАДа Евгений Колосветов, поддержавший позицию администрации, сообщил „Ъ“, что иркутская компания, пожаловавшаяся в УФАС, на конкурс КУГИ не выходила. «У нас большой опыт продаж муниципального имущества в Москве, Санкт-Петербурге, работаем в Самаре. В Нижнем Новгороде мы пока в основном работаем со Сбербанком. Ждем, чем завершится это судебное разбирательство», — добавил он.

Напомним, ранее городская дума Нижнего Новгорода законодательно закрепила возможность привлечения посредника для продаж муниципальной недвижимости: депутатов не устраивала эффективность КУГИ в этом направлении. По словам председателя комиссии гордумы по имуществу Кирилла Лазорина, из-за «бюрократических проволочек» объекты, попавшие в прогнозный план приватизации, слишком долго готовились к торгам.

Глава города Елизавета Солонченко рассказала, что привлечь профессионального аукциониста муниципалитет решил еще полтора года назад, в том числе для того, чтобы сломать местечковые полукриминальные схемы, сложившиеся вокруг торгов КУГИ. «Условно говоря, есть реальный покупатель, который хочет приобрести муниципальные помещения, и есть теневые риэлторы, которые требуют у него отступные за то, чтобы не выходить на аукцион и не задирать цену за объект. На этом некоторые агентства целый бизнес построили. А нам хотелось, чтобы муниципальное имущество не уходило по стартовой цене, что невыгодно для бюджета. Специализированная компания заинтересована в том, чтобы продать объекты подороже, от этого зависит ее вознаграждение», — отметила Елизавета Солонченко. По ее словам, с помощью крупного аукциониста, работающего на электронных площадках, предполагалось выводить нижегородские объекты на торги федерального уровня для привлечения большего числа потенциальных покупателей.

Роман Кряжев

Вся лента