Расплата за Duty Free

К чему приведет новая инициатива Минтранса

Лоукостеры включат покупки из Duty Free в вес ручной клади, и за перевес из-за приобретенного в «чистой зоны» аэропорта придется доплатить, заявили в Минтрансе. Как уточнила представитель ведомства Светлана Петрова, речь идет о невозвратных билетах и компаниях, которые предлагают цены «значительно ниже рыночных». При этом, как технически будет осуществляться взвешивание и оплата багажа уже после прохода контроля, пока неизвестно.

Фото: Владислав Содель, Коммерсантъ

Если пассажир не хочет переплачивать за покупки в Duty Free, у него всегда остается возможность воспользоваться услугами традиционного перевозчика. Об этом «Коммерсантъ FM» сообщил начальник отдела пресс-службы и информации Минтранса Тимур Хикматов: «Пассажир, приобретая авиабилет, заключает так называемый договор на перевозку, в котором отражены все нюансы. Если пассажир заранее знает, что он будет приобретать товары в магазинах Duty Free и при этом не хочет дополнительно оплачивать пронос этих товаров на борт, он должен пользоваться услугами традиционных перевозчиков. Но если гражданин приобретает билеты на рейсы лоукостеров, то должен быть готов к тому, что при входе в самолет к нему возникнут вопросы у сотрудника компании, который обслуживает данный рейс».

Стоимость доплат за покупки в Duty Free вряд ли оттолкнет пассажиров, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Однако перевозчикам придется дополнительно вложиться, чтобы проводить контроль: «Авиакомпании, понимая, что им нужно привлекать пассажиров, будут предлагать услуги, которые даже при оплате дополнительных сборов все равно будет более выгодны, чем билеты у классических перевозчиков. Во многих европейских аэропортах досмотр ручной клади происходит прямо при посадке в самолет. В российских все же сначала пассажиров досматривают. Поэтому авиакомпаниям придется затрачивать дополнительные ресурсы для организации контроля непосредственно на месте посадки. Большой вопрос, имеет ли это коммерческий смысл, особенно с учетом того, что лоукостерами пользуются все-таки пассажиры с небольшим достатком».

Эксперты отмечают, что мера окажет негативное воздействие, прежде всего, на сами магазины. Исполнительный директор Евразийской ассоциации беспошлинной торговли Фатима Дзоблаева сообщила, что уже сейчас продажи в зоне Duty Free аэропорта «Внуково» резко упали. По ее мнению, в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться: «В качестве примера можно привести авиакомпанию "Победа", которая уже берет плату за пронос пакетов из Duty Free на борт самолета. Такая мера привела к негативным результатам как для самих магазинов, так и для аэропорта "Внуково", являющегося базовым для "Победы". Пассажиры, которые вынуждены сталкиваться с высокой платой, оставляют многочисленные жалобы. Сейчас плата за пакет из Duty Free составляет 2 тыс. руб. Средний же чек из магазинов беспошлинной торговли — в среднем €20-25. Если авиакомпании будут взимать плату, это приведет к падению продаж в «чистой зоне» и неавиационных доходов аэропорта, что сегодня уже происходит во "Внуково"».

В конце июля в России был принят закон, разрешающий авиакомпаниям брать дополнительную плату при продаже невозвратных авиабилетов. Для обладателей возвратных билетов предельный вес бесплатного багажа составит 10 кг.

Влад Викторов

Вся лента