Новая эра

Дмитрий Гронский — о нюансах системы ЭРА-ГЛОНАСС

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Гронский рассказывает о новых опциях, которые появятся в системе, а также задается вопросом, достаточно ли она безопасна.

Фото: nis-glonass.ru

Все новые модели автомобилей в России теперь комплектуются «тревожной кнопкой» ЭРА-ГЛОНАСС. Но уже со следующего года часть блоков ЭРА-ГЛОНАСС будут обладать опцией удаленной диагностики автомобилей. Тогда же появится услуга «консьерж-сервис». Нажав кнопку, можно будет связаться с оператором контактного центра и заказать выезд технической помощи, а также поболтать с техническим консультантом и даже попросить подвезти канистру бензина. Но раньше всех, уже нынешней зимой, заработает функционал «Европротокол». При нажатии кнопки данные об аварии, ее координаты, путь автомобиля и его ускорение перед столкновением будут передаваться в удаленную базу данных.

С одной стороны, все это здорово. С другой — специалисты сейчас серьезно обеспокоены защитой этих систем от хакерского взлома. Блоки ЭРА-ГЛОНАСС имеют разъемы для подключения к шине бортового компьютера и через нее способны не только отслеживать работоспособность технических систем, но и воздействовать на их работу. Они отключают магнитолу, активируют микрофон и при расширении функций способны глушить мотор, как это принято у противоугонных систем. Но если есть каналы легального доступа к электронным «мозгам», то у некоторых лиц сразу «чешутся руки», чтобы использовать их для противозаконного вмешательства. Нечто подобное было продемонстрировано в фильме «Форсаж-8».

«Хакеры уже демонстрировали в реальности возможности перехвата автомобилей, — рассказали в ассоциации «Автонет». — Сейчас программное обеспечение позволяет покрутить руль, затормозить и выключить двигатель». Причем ЭРА-ГЛОНАСС — не единственный канал дистанционного доступа к автомобилям. Многие премиальные марки тоже ставят узлы самодиагностики и SIM-карты для обмена данными с сервисами, и они тоже имеют свою специфику защиты.

Иными словами, для предупреждения кибератак на транспорте сегодня необходима мобилизация компаний IT-сектора, телекоммуникационного рынка и производителей электронных компонентов. Иначе то, что придумано во благо, может обернуться совсем другой стороной.

Вся лента