Альтернативные точки роста

Как изменения в экономике повлияли на интерес к лизингу и факторингу

На рынке финансовых услуг наблюдается устойчивый рост интереса к лизингу и факторингу как альтернативам банковским кредитам. В непростой экономической ситуации эти инструменты сыграли важную роль в стимулировании инвестиционной деятельности. Спад, который эти направления пережили с наступлением кризиса в 2014 году, довольно быстро прекратился и сменился динамичным ростом. Почему клиенты все чаще предпочитают эти инструменты финансирования традиционным банковским кредитам, и как будут развиваться рынки лизинга и факторинга в дальнейшем — в нашем материале

Объем российского рынка лизинга в России в 2016 году составил 742 млрд руб., что на 36% больше, чем в 2015-м. «По итогам этого года рынок, вероятно, вырастет до рекордных 800 млрд руб., что превысит показатели самых „тучных” докризисных лет, — говорит член правления лизинговой компании CARCADE Дмитрий Чернышев. — Этот инструмент востребован как крупным бизнесом, для которого это оптимальный способ приобретения дорогостоящего оборудования, судов, самолетов, автомобилей, так и малым и средним бизнесом — для оперативного приобретения транспорта и спецтехники с максимальной экономической выгодой».

Основные потребители лизинговых продуктов — производственные компании, предприятия добывающей промышленности, грузоперевозчики, отмечает руководитель дивизиона компании «Балтийский лизинг» Лилия Чусовская. Также инструмент востребован для приобретения дорожно-строительной техники. «В текущем году мы ждем повышения спроса на этот сегмент наряду с коммунальной техникой из-за включения этого имущества в программу субсидирования Минпромторга. Благодаря ей, наши клиенты смогут приобрести технику российского производства на 10% дешевле», — говорит госпожа Чусовская.

По словам Дмитрия Чернышева, спрос на лизинг сегодня определяется постепенным восстановлением экономики, а также большой потребностью бизнеса в обновлении основных фондов. Степень износа корпоративных автопарков близка к критическим значениям. На рост рынка влияет и совершенствование лизинговых предложений, в частности, услуга становится проще и удобнее для клиентов. «Например, CARCADE развивает линейку предложений экспресс-автолизинга, в рамках которых приобретение автомобиля возможно в течение двух рабочих дней по двум копиям документов, без оценки бизнеса», — пояснил господин Чернышев.

Программы «Балтийского лизинга» ориентированы, в первую очередь, на малый и средний бизнес, отмечает Лилия Чусовская. По итогам 2016 года более 90% объема нового бизнеса компании составили сделки с субъектами МСП, уточнила она. Директор по уральскому региону АО «Халык-Лизинг» Дмитрий Митронин отмечает, что подавляющее большинство руководителей и собственников небольших компаний знают о преимуществах лизинга. «Объяснять плюсы приходится редко, — говорит он.— Лет десять назад ситуация была обратной». В конечном итоге, по словам господина Митронина, популяризация лизинга способствует стимулированию экономики и выводу малого и среднего бизнеса из «тени».

Перспективы лизинга Дмитрий Чернышев во многом связывает с предстоящей реформой рынка, которая, по сути, уже запущена Центробанком и Минфином и должна дать результаты к 2021–2022 годам. «Перенастройка бизнеса, универсальная для всех участников рынка отчетность и „оцифровка” процессов, по замыслу авторов реформы, должна дать новый импульс для развития лизинговых компаний. В любом случае будущее этого направления — за диджитализацией, интеграцией с другими финансовыми услугами, развитием совместных программ с производителями техники, повышением стандартов клиентского сервиса», — считает член правления CARCADE.

Текущий год не даст такого взрывного роста рынка лизинга, как 2016-й, отмечает Дмитрий Митронин, однако число заявок на предоставление услуги продолжает ежемесячно увеличиваться. При этом, по его словам, регулирование рынка со стороны ЦБ и консолидация отрицательно скажутся на мелких игроках.

Спрос на услуги факторинга связан с изменением рыночных реалий, считает заместитель директора по продажам представительства факторинговой компании НФК в Челябинске Михаил Юшков. «В целом услуга становится более востребованной, мы видим это по количеству заявок и звонков потенциальных клиентов, — утверждает он.— При этом, если до 2014 года потребности клиентов в факторинге больше были связаны с финансированием развития бизнеса, то с наступлением кризиса акцент сместился в сторону покрытия риска неплатежей за поставленный товар».

Господин Юшков считает, что факторинг не составляет прямой конкуренции кредитным продуктам, поскольку эти инструменты удовлетворяют разные потребности. «Вряд ли можно факторингом заменить кредит на покупку оборудования, а с помощью кредита управлять риском неплатежа своего покупателя, — говорит он. — Если сравнивать эти инструменты как источники пополнения оборотного капитала, то преимущества факторинга — это „капельное” финансирование, которое получаешь ровно тогда, когда нужно, и в том объеме, какой необходим. Кроме того, это финансирование не нужно возвращать — гашение происходит из платежей дебитора после окончания отсрочки по договору поставки. И, конечно же, не нужно забывать про управление дебиторской задолженностью и оценку контрагентов».

По мнению представителя НФК, рынок факторинга будет расти и дальше, несмотря на то, что ряд клиентских сегментов до сих пор отрезан от получения этой услуги (в частности, законодательство запрещает обращаться к факторингу при поставках госкомпаниям и бюджетным организациям). При этом вернуться к докризисным объемам в ближайшие годы вряд ли удастся, считает Михаил Юшков. «Объемы рынка зависят от товарооборота, а он, в свою очередь, — от доходов населения», — отмечает эксперт.

Читайте этот и другие материалы в спецпроекте «Бизнес гидъ»

Вся лента