«Никаких мотивированных обращений о переносе сроков в наш адрес не поступало»

Замглавы ФАС в интервью «Ъ FM» — об отмене роуминга внутри сети

У операторов связи осталось две недели на исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы о корректировке тарифов на звонки внутри сети. Но ФАС готова на диалог с поставщиками услуг о переносе сроков, так как представители операторов сообщают, что технически выполнить требования так быстро нельзя. При этом от операторов связи пока не поступало мотивированных обращений с просьбой продлить срок исполнения предписания, заявил в вечернем эфире «Коммерсантъ FM» заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Олег Богданов: Почему сроки изначально такие были поставлены?

Анатолий Голомолзин: Вопрос по снижению тарифов на услуги связи в роуминге в сети соответствующего оператора обсуждался уже давно. С конца прошлого года начала работать совместная рабочая группа, в которую входили все операторы связи, а также заинтересованные ведомства, включая Роспотребнадзор, Минкомсвязи, и мы обсуждали эти вопросы. Операторам связи было предложено до конца января представить предложения по тарифным планам. Затем было предложено в течение второго квартала эти тарифные планы уже реализовать в конечное предложение для своих абонентов. Это не было сделано. ФАС предупреждал, что если это не будет сделано самостоятельно операторами связи, то мы начнем это делать в рамках антимонопольных расследований.

Петр Косенко: Готов ли ФАС принять аргументы операторов в качестве уважительной причины, чтобы отсрочить вступление в силу этих требований?

Анатолий Голомолзин: Во-первых, есть часть тарифных планов, в которых услуги связи в домашнем регионе и в гостевом регионе действительно оказываются одни и те же — это дорогие тарифные пакетные планы. У разных операторов доля таких тарифных планов разная, от 40 до 60% варьируется, в среднем примерно 50%. Но оставшиеся 50% пользуются либо дорогими линейными планами, либо дешевыми пакетными тарифными планами с опциями. Но при этом, переезжая в другой регион, абонент в худшем случае платит почти в десять раз дороже, а применяя опции — примерно в пять раз дороже. Соответственно, это запретительный тариф, и большая часть населения, особенно то население, которое применяет менее дорогие тарифные планы, то есть менее социально обеспеченное, менее экономически защищенное, вынуждено платить существенно больше за услуги связи в роуминге.

Петр Косенко: Есть опасение, что в случае, если вы будете по-прежнему настойчивы и требовать срочного перехода на эти единые тарифы внутри каждой сотовой компании, то в итоге рост тарифов неизбежен. Просто по формальной логике операторы будут вынуждены перераспределять расходы на обслуживание звонков из разных регионов России на всех клиентов. У вас есть опасения, что действительно основная нагрузка финансовая этого перехода ляжет в первую очередь на плечи потребителей?

Анатолий Голомолзин: Мы считаем, что этого не произойдет, потому что при снижении тарифов абоненты будут потреблять гораздо большие объемы услуг, больше потребителей будет пользоваться этими услугами. Аналогичная ситуация у нас уже происходила, когда в рамках дела нарушения антимонопольного законодательства было предписано операторам большой тройки в 2010 году снизить тарифы на услуги международного роуминга. Тогда произошло кратное снижение тарифов на услуги связи в роуминге, впоследствии операторы связи самостоятельно стали снижать эти тарифы, за счет этого произошел рост объем оказываемых услуг, возросло число абонентов, которые пользуются приемлемыми для них тарифными решениями, в результате был обеспечен баланс интересов и поставщиков услуг, и абонентов.

Олег Богданов: Тогда какие цели преследуют компании, когда делают заявления, что это будет способствовать росту цен?

Анатолий Голомолзин: Вы задайте им такой вопрос. В любом случае, у них нет целей защитить интересы тех потребителей, которые начинают платить многократно дороже, чем они платят за ту же самую услугу…

Олег Богданов: Если оборот увеличивается потом, почему же они так сопротивляются?

Анатолий Голомолзин: Аналогичный вопрос мы задавали операторам связи, когда занимались делами об услугах связи в международном роуминге. Они отвечали, что не ожидают изменений, на самом деле такого рода изменения происходили, и баланс интересов был обеспечен.

Петр Косенко: Представители «большой четверки» говорят, что будут каким-то образом выходить в юридическом поле, пытаться отодвигать эти сроки, чтобы их интересы не пострадали. Возможен, как вам кажется, все-таки спокойный поступательный конструктивный вариант развития событий?

Анатолий Голомолзин: Мы предполагали, что такого рода конструктивный вариант событий будет происходить, когда мы этот вопрос обсуждали в рамках нашей рабочей группы. И мы предполагали, что операторы связи самостоятельно поэтапно эволюционно эту работу будут проводить. И мы тогда договаривались с операторами, что если этого не произойдет, то тогда антимонопольные органы будут принуждать их это делать мерами антимонопольного воздействия. То есть операторы связи прекрасно понимали, к чему придет в конечном итоге дело. Это заканчивается в настоящее время предупреждением, если предупреждение не будет исполнено, будут рассмотрены дела о нарушении антимонопольного законодательства, мы этим вопросы будет решать в процессуальных рамках.

Петр Косенко: Пока что вы не видите варианта досудебного?

Анатолий Голомолзин: Почему? Мы предполагаем, что это может произойти, операторы связи могут предложить соответствующие шаги в этом направлении. Если они будут достаточно мотивированными, четко прописывающими их намерения сделать так, чтобы тарифы связи в роуминге были такими же, как дома, мы не видим никаких оснований для применения мер антимонопольного воздействия.

Петр Косенко: На данный момент какой крайний срок корректировки тарифов на звонки внутри страны?

Анатолий Голомолзин: Да, срок нашего предупреждения с учетом получения его операторами истекает где-то 10-13 августа. Вот до этого времени нам операторы связи должны представить соответствующие тарифные решения, либо представить мотивированное предложение, скажем, по продлению сроков исполнения этого предупреждения. Никаких мотивированных обращений в наш адрес не поступало.

Вся лента