С национальным привкусом

Российские режиссеры бросили вызов McDonald’s

Первые точки сети «русского фастфуда» Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского под названием «Едим как дома» откроются до конца 2017 года. Позиционирует она себя как поставщик домашних, недорогих, натуральных блюд. Сначала в Московской и Калужской областях должны появиться две фабрики-кухни. В правительстве Московской области уже пообещали выделить для этого земельные участки и предоставить налоговые льготы. Производство будет обслуживать 41 кафе и 90 кулинарий. Кроме того, организаторы проекта планируют сразу запустить доставку еды.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Сможет ли «русский фастфуд» стать народным? И каких изменений в гастрономическом бизнесе стоит ждать?

Кафе с домашней кухней не будут востребованы, считает руководитель агентства «РестКонсалт» Сергей Миронов. По его словам, сейчас на рынке царят другие тренды: «Кризис достаточно затянулся, и входить в такой ситуации на рынок без хорошей идеи и профессиональной команды абсурдно. Ничего не получится. Наш потребитель старается в ресторане есть как раз то, чего ему не удается попробовать дома. Это никак не сетевой проект, и я не думаю, что он будет сильно востребован. Если сравнивать Россию с европейскими странами, то там значительно больший процент граждан посещает рестораны. У россиян совершенно другой менталитет, они привыкли готовить дома. Кроме того, в любой кризисной ситуации именно объекты общепита страдают первыми из-за оттока посетителей. В Европе сейчас активно развивается сеть столовых и сервисы доставки, как раз потому что люди стали меньше ходить в рестораны».

В 2015 году рост курса валюты, продуктовое эмбарго и падение покупательной способности стали причинами кризиса в ресторанном бизнесе. Отрасль еще не вышла из этого состояния, констатировал президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Кроме того, конкурировать с международными сетями невозможно из-за дорогой аренды, подчеркнул эксперт: «Зайти сейчас, например, в сегмент McDonald’s не получится, потому что эта компания может позволить себе держать низкие цены за счет объема продаж. Кроме того, если помещение общепита не находится в собственности ресторатора, то быть конкурентоспособным с американскими компаниями ни по качеству, ни по цене практически невозможно. Культура сдачи в аренду площадей в России развита очень плохо. Из-за этого цена конечного продукта достаточно высока. На риэлторов не оказывает влияния даже политика московского правительства, в котором заявляют о сниженной аренде на первых этажах жилых домов на так называемых "новых улицах"».

В ближайшее время в сегменте общепита будет сохраняться популярность паназиатской кухни, считает обозреватель ИД «Коммерсантъ» Дарья Цивина. По ее мнению, «русский-фастфуд» вряд ли станет новым трендом, хотя такой бизнес и может быть успешным при поддержке властей: «"Русский фастфуд" зависит от того, какими ресурсами, в том числе и административными, обладают его создатели. Возможно, бизнес и пойдет. Но у меня нет ощущения, что в ближайшее время это может стать актуальной темой. По крайней мере, все предыдущие попытки внедрить «русский фастфуд» в демократичный сегмент к какому-то новому тренду, течению в национальной кухне не приводили. Сейчас существуют несколько проектов, развивающих идею советской кухни, но они не делают погоду в плане моды. Основные тенденции находятся в области паназиатской кухни. Что касается более высокого ценового сегмента русской кухни, практически все ведущие игроки на этом рынке в ближайшие годы будут открывать рестораны на локальных продуктах».

В департаменте торговли и услуг города Москвы в конце прошлого года насчитали 12 тыс. предприятий общественного питания. Эти заведения обеспечивают 47 посадочных мест в кафе и ресторанах на тысячу жителей при градостроительной норме в 60. Таким образом, даже в Москве, есть пространство для новых заведений. А, по данным РБК.Research, рынок общепита по всей России в ближайшие десятилетия вырастет на 200%.

Вся лента