На своих троих

Великий князь и его "бензинки"

Фото: ГАРФ

Слово "трицикл" почти забыто и давно вытеснено из обихода другими "циклами", но на рубеже XIX и XX веков это был самый массовый и популярный транспорт. У нас в России его особенно полюбили в Царской семье — такими трициклами владели многие Великие князья, и об одном из них мы сейчас расскажем.

Моторные трициклы были популярны в Европе и совсем не получили распространения в Америке. В России "первая гонка моторов", устроенная 11 октября 1898 года на Волхонском шоссе, стала гонкой на трех колесах: на старт съехались семь трициклов Clement и только один автомобиль Benz. Трициклы участвовали в гонках Москва - Петербург, а некоторые отчаянные "мотористы" ездили на них из Петербурга в Париж.

Было у царя три сына… Так обычно начинаются сказки, но в нашем случае это не более чем совпадение. У царя Александра III тоже было три сына: старший, известный как последний российский император Николай II, средний Георгий и младший Михаил — тот самый, в чью пользу безуспешно отрекся его старший брат в марте 1917 года.

Для всей России они являлись «августейшей фамилией» и обладателями длиннейших титулов, а друг для друга они были просто Ники, Миша, Жоржи, Сандро, Мамá, Беби. Такими они предстают в своих дневниках и письмах. То, что Николай II каждый вечер фиксировал события прошедшего дня — факт известный, но не только он вел дневник: и его младший брат тоже оставил после себя ежедневные записи. Уцелели, правда, не все: в Государственном архиве Российской Федерации хранятся дневники великого князя Михаила Александровича только с 1888 по 1903 год и с 1915 по 1918 год. Нам, конечно же, интересен ранний период, когда в моде были моторные трициклы, тем более, что дневники того времени еще не публиковались, и мы их прочитаем одними из немногих.

Штуцер и много хороших вещей

Великий князь Михаил Александрович на подаренном ему трицикле De Dion-Bouton катает свою младшую сестру Ольгу. Рядом позируют старшая сестра Ксения, ее муж – великий князь Александр Михайлович и сам Николай II. Гатчина, 27 апреля 1899 года

Дневники великого князя – небольшие записные книжечки в кожаных переплетах с замочками: эти замочки открывались маленькими ключиками, скрывавшими их содержание от посторонних глаз. Такие дневники вели многие члены царской семьи — что-то вроде самодисциплины, а после революции они попали в архив и стали доступны для исследователей. Вот 1895 год: Мише 17 лет, он живет в Гатчинском дворце, занимается гимнастикой, играет на флейте, скрипке и на фортепиано, катается на велосипеде, ловит рыбу в дворцовом пруду, работает в своей мастерской, возится с фонографом и еще какой-то электрической машинкой.

Впервые упоминание о трицикле появляется в дневнике 14 декабря 1897 года:

«Утром Андрей и я катались в парке на его бензиновом, трехколесном велосипеде. Было очень весело». Андрей – младший из Владимировичей, сын великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны, двоюродный брат и друг детства Михаила. Владимировичей тоже трое: Кирилл, Борис и Андрей. В семье Романовых этот клан обзавелся «моторами» чуть ли не раньше всех. Не исключено, что у Кирилла уже в 1895 году был один из первых в мире мотоциклов Hildebrand & Wolfmüller, а Борис даже обзавелся автомобилем. Андрей, судя по записям Михаила, не один раз катал своего кузена по парку Гатчинского дворца. Иногда великокняжеские забавы приобретали необычный характер, как, например, 9 мая 1898 года: «Днем Андрей ко мне приехал и катались с его бензинкой, буксируя один bicycle». Словом «бензинка» Михаил будет называть сначала моторные трициклы, а потом и автомобили.

Великий князь Андрей Владимирович на трицикле De Dion-Bouton. В коляске сидит его сестра Елена и Мария Жозе Португальская – португальская инфанта и герцогиня Баварская, дочь короля Португалии Мигеля I. Снимок сделан французским фотографом Филиппом Маньецци в Красном Селе летом 1898 года.

В том же году у Михаила появилась и своя собственная «бензинка», о чем свидетельствует запись от 24 декабря: «Мама мне подарила штуцер, фисгармонию и т. п. Ники и Аликс подарили трехколесный бензиновый велосипед с коляской сзади и вообще много хороших вещей получил». Это был новогодний подарок от Николая II и его супруги Александры Фёдоровны — моторный трицикл французской фирмы De Dion-Bouton, выписанный из Парижа.

Реклама трициклов De Dion-Bouton — настолько быстрых, что на них легко было удрать даже от полицейских на велосипедах

Почему выбор пал именно на марку «Де Дион-Бутон»? Ответ нашелся во французском журнале La Locomotion №7 за 1899 год: в небольшой заметке под названием «Автомобилизм в России» сообщалось, что фирма De Dion-Bouton отправила в Санкт-Петербург трицикл с коляской, изготовленной экипажной фабрикой Belvalette. Также журнал утверждал, что при русском дворе он появился при посредничестве Эрнеста Куно – вице-президента Автомобильного клуба Швейцарии, и «Де Дион-Бутона» настолько понравился, что завод получил заказ на еще два трицикла для императорской фамилии.

50 верст в час

«Трехколеска-мотор представляет собой обыкновенную простую трехколеску, усиленную во всех своих частях, на которой помещены наряду с частями, служащими для приведения его в движение при помощи мускульной силы, еще части, которые служат для движения при помощи механической силы». Это из инструкции по эксплуатации, или как тогда писали «наставлению к моторам Диона». Выражаясь нормальным современным языком, трицикл представлял собой трехколесный велосипед, но только еще и с мотором, и ездить на нем можно было, как крутя педали, так и запустив мотор.

В треугольнике рамы размещались аккумуляторы – они не подзаряжались от мотора, поэтому после каждой поездки их требовалось заряжать от электрической сети. Под сиденьем располагался бензобак, объединенный в одно целое с карбюратором испарительного типа. На обеих рукоятках руля находились рычажки – «бандажный тормоз» и «ложечный тормоз». Остановить трицикл вращением педалей в обратную сторону, как велосипед, было невозможно: на большой шестерне стояла муфта, препятствующая вращению педалей при работающем моторе.

Мотор на трициклах De Dion-Bouton 1897 года развивал всего ¾ лошадиной силы. На следующий год мощность повысилась до 1¼ силы — видимо, такой и была первая «бензинка» великого князя Михаила. Для своего времени он считался высокооборотным — 1800 об/мин и очень легким — весил всего 20 кг. Потом мощность повысилась до 1¾ л.с. и увеличивалась каждый год.

Самые последние модели трициклов Михаил будет получать каждую весну. 14 апреля 1900 года великому князю привезли новый трицикл – тоже марки De Dion-Bouton. На следующий день он сделал в дневнике такую запись: «Утром Сережа катался на старой бензинке, я на новой, но потом она остановилась». Сережа, он же Сергей Шереметев – еще один мишин друг и родственник, приходился великому князю троюродным братом. Возможно, что этот новый трицикл – один из тех двух, упомянутых в La Locomotion.

Запуск мотора происходил следующим образом. Сначала открывался клапан декомпрессии – он выпускал сжимаемый поршнем воздух из камеры сгорания. Два рычажка на верхней балке ставились вертикально – они управляли опережением зажигания и карбюрацией. Ездок садился на трицикл верхом и начинал крутить педали, приводя его в движение, а затем переводил левую рукоятку на руле в положение Marche, подавая ток к свече.

18 апреля Миша прокатил на «бензинке» графа Сергея Юльевича Витте – будущего председателя Совета министров, а тогда, в 1900 году – министра финансов, приезжавшего в Гатчину читать царскому отпрыску лекции о народном и государственном хозяйстве. Вот запись из дневника: «Затем занимался с Витте и между уроками прокатил его на бензинке, но неудачно, бензину не хватило и пришлось пешком вернуться, к счастью не больше 7 минут». К слову, Витте не очень высоко оценивал ум и образование Михаила, ставя его способности ниже Николая II.

Великий князь Михаил катает свою сестру Ксению в прицепной коляске. Для удобства посадки сделана откидная подножка. Коляска изготовлена фирмой Belvalette – известнейшей парижской экипажной мастерской, занимавшейся впоследствии и автомобильными кузовами.

Теперь у Миши было две «бензинки» — старая и новая. На одной из них даже поменяли мотор на более мощный, о чем свидетельствует запись от 21 апреля: «После завтрака с французом машинистом поехали кататься в Зверинце на трехколесных бензинках. На №2 переменили машину, поставили машину в 2 ¾ силы и ход громадный около 50 верст в час». Большую скорость оценил и старший брат, что отмечено в мишином дневнике и 27 апреля: «В 7 ч. Ники и я поехали на новой бензинке, ему очень понравилась она».

А где же тот второй трицикл из заметки в La Locomotion? Его тоже доставили в Россию, но не в Гатчину, а на Кавказ в небольшой поселок Абас-Туман на южном склоне Месхетского хребта. Там, в специально построенном для него дворце, жил больной туберкулезом средний сын Александра III – великий князь Георгий Александрович. Жоржи тоже любил технику – в его распоряжении находился французский автомобиль Panhard-Levassor, а затем к нему добавился и трицикл De Dion-Bouton. Одна из поездок на трицикле стала для него последней: 28 июня 1899 года великий князь выехал на прогулку по дороге к Зегарскому перевалу, промчался две версты, повернул обратно, но на обратном пути у него открылось кровотечение из горла, он остановил трицикл, слез с него, лег на землю и умер.

Великий князь Михаил Александрович верхом на новой «бензинке» во время пикника 11 июля 1900 года в предместье Гатчины. На заднем плане у стола в белом кителе – император Николай II. На дорогу и колесо трицикла падает тень с женским силуэтом: возможно, что фото сделано сестрой Михаила — великой княгиней Ольгой Александровной или матерью – вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

Ход трехколесного самоката

Трициклы с моторами De Dion-Bouton делали самые разные фирмы: французские Clément, Gladiator и Phébus, итальянская Prinetti-Stucchi, немецкая Cudell и другие. Из трицикла получались самые разные комбинации. Сзади могла прицепляться колясочка – у Михаила как раз была такая, фирмы Belvalette, на два места с откидной подножкой. Для коммивояжеров и почтальонов позади ездока над двигателем устанавливался ящик. Коляска могла ставиться и впереди – вместо переднего колеса, и тогда трицикл превращался в квадрицикл. Так тогда звучало это слово, которое сегодня мы произносим как квадроцикл.

Потом надо было ловить момент карбюрации рычажком, регулируя смесь газа с воздухом – при идеальной пропорции в моторе начинались взрывы. Сразу же закрывался клапан декомпрессии, взрывы становились ровнее и трицикл начинал разгоняться. Скорость регулировалась другим рычажком, дозирующим количество топливной смеси, поступавшей в цилиндр. Еще во время движения надо было и постоянно перемещать рычажок опережения зажигания, делая его то более ранним, то более поздним. В умении оперировать с рычажками зажигания и карбюрации как раз и заключалось искусство вождения трицикла

Весной 1901 года Михаил получил третий трицикл, о чем мы, к удивлению, узнаем не из его записей, а из дневника Николая II, отметившего 27 апреля: «Миша катал меня в своем новом автомобиле и затем показал ход тоже нового трехколесного самоката, развивающего скорость 60 верст в час!» На следующий день у Михаила снова привычные катания: «От дворца поехал на бензинке в Венерин павильон, где все были. Затем поехали ловить рыбу с моста, я катался на бензинке и объехал весь Зверинец в 15 минут. Потом приехал Сережа и мы вместе катались на бензинках». Зверинец – это парк в Гатчине, где раньше разводили животных, и устраивалась императорская охота.

Площадь парка, который Михаил объехал за 15 минут, составляет 340 гектар

6 мая 1901 года Михаил катался с Владимировичами: «Вернувшись к себе, Кирилл, Борис, Андрей и я поехали кататься на бензинках 3-х колесных. Около Баболова мы встретили ландо, видя, что лошади бояться, остановились в 20 шагах от них, но это не помогло, они круто повернули налево, сломали дышло, кучер свалился вертикально на голову (ушибся немного), затем лошади помчались по траве, повернув круто опрокинули закрытое ландо и оборвав все постромки ускакали, но вскоре перепутались в деревьях и были пойманы; экипаж был сломан почти вдребезги. Он оказалось принадлежал гр. Гудовичу, дети которого вблизи гуляли, затем разузнав обо всем этом, поехали дальше».

Лимузин Richard-Brasier — один из первых автомобилей великого князя Михаила Александровича. Поначалу он в дневнике называл их "бензинками", затем "отомобилями" и только потом — автомобилями. Фото сделано в июне 1903 года в Гатчине. Великий князь за рулем, у машины — его младшая сестра Ольга, а фотографирует старшая Ксения.

Фото: ГАРФ

На трициклах Михаил ездил как минимум до 1902 года, а потом стал отдавать предпочтение автомобилям, которые по привычке тоже поначалу называл «бензинками». Но когда это произошло, мы точно уже не узнаем – дневник великого князя обрывается на записи 25 февраля 1903 года. Фирма De Dion-Bouton выпускала трициклы до 1905 года, а потом они как-то постепенно вышли из моды.

Иван Баранцев

Фото: ГАРФ, ГМЗ "Гатчина", www.photo-war.com

Благодарим Светлану Бельчинкову и Ирину Рыженко за помощь в подготовке материала.

Вся лента