Бюджетная комиссия заходит на второй круг

Минфин добивается возможности оперативно менять распределение казенных денег

Идея Минфина о бюджетной комиссии Госдумы, полномочной решать вопросы перераспределения средств в казне без правки закона о бюджете, может быть рассмотрена парламентом до конца сессии. В комиссию должны войти представители обеих палат — они будут давать согласие на предложения правительства по перекладыванию средств из одной госпрограммы в другую в объемах, утвержденных самим бюджетом. Минфину это нужно для оперативного финансирования приоритетных проектов и программ. Впервые та же идея была оформлена депутатским проектом летом 2015 года для ускорения раздачи бюджетных кредитов регионам — но тогда Минфин его не поддержал, а Совет федерации и вовсе заблокировал, посчитав покушением на полномочия правительства.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Опубликованный Минфином в июне 2017 года законопроект о правке Бюджетного кодекса (БК) допускает введение «законом о бюджете на 2018–2020 годы временного основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись». Это даст возможность «перераспределять ассигнования на реализацию отдельных госпрограмм», говорится в пояснительной записке к документу. Перечень программ, в которые Минфин сможет вносить изменения, предполагается утвердить самим законом о бюджете, а определение потолка объема переносимых средств отнесено к компетенции Белого дома. Обосновывая предложение, Минфин ссылается на необходимость «повысить оперативность принятия решений и эффективность расходов федерального бюджета» при реализации приоритетных проектов и мероприятий госпрограмм.

Для сохранения же парламентского контроля над госрасходами ведомство предлагает создать комиссию из семи представителей Госдумы и семи — Совета федерации. Без ее одобрения возможность правки бюджета будет «исключена», говорят в Минфине,— однако де-факто на блокировку предложений ведомства у депутатов и сенаторов по тексту проекта будет лишь пять дней: если в этот срок комиссия не выскажется, изменения смогут быть внесены по решению правительства. Сейчас, напомним, все изменения закона о бюджете должны утверждаться Госдумой. В будущем же в Минфине рассчитывают сделать «временное» основание для перекладывания госрасходов между госпрограммами постоянным: «по результатам апробации в 2018 году данных положений может быть рассмотрен вопрос об их дальнейшем закреплении в Бюджетном кодексе на постоянной основе»,— говорится в пояснительной записке. При этом финансовое ведомство настаивает на принятии проекта до конца текущей сессии: только тогда «положения законопроекта могут быть реализованы при подготовке проекта бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Отметим, что предыдущая попытка изменить распределение полномочий правительства и Госдумы по внесению изменений в действующий бюджет была предпринята в 2015 году, также накануне думских каникул,— но тогда ее инициаторами выступали спикер Госдумы Сергей Нарышкин и глава бюджетного комитета Андрей Макаров. Они за полчаса подготовили законопроект о создании парламентской комиссии по перераспределению бюджетных средств и за полдня провели его через три чтения, дав возможность Минфину править бюджет менее формально. Одной из первых задач комиссии тогда называлось упрощение кредитования региональных бюджетов из федерального — при плане в 310 млрд руб. на момент принятия документа было распределено лишь 105 млрд руб., и состояние региональных финансов вызывало беспокойство депутатов. Также комиссия была нужна, чтобы «не останавливать работу над изменениями госпрограмм и ФЦП на полтора месяца», говорили в Госдуме.

Однако тогда проект не был поддержан Минфином и не прошел Совет федерации из-за технических претензий (наличия в ст. 217 БК «Сводная бюджетная роспись» закрытого перечня оснований для внесения в нее изменений), а также из-за того, что закон предполагал передачу бюджетной комиссии полномочий другой — трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений (упоминается в ст. 130 БК). В последнюю входят не только представители Госдумы и Совфеда, но и правительство, без участия которого решение о передаче полномочий принято быть не могло. Впрочем, в нынешнем законопроекте Минфина этот вопрос опять никак не обсуждается.

Олег Сапожков

Вся лента