Красота не терпит кризиса

Персональный уход

Российский рынок косметики и парфюмерии вновь пошел на снижение после кратковременной прошлогодней стабилизации. На этом фоне заметно выросли продажи косметических средств по уходу за лицом.

По оценкам исследовательской компании GfK, российский рынок парфюмерии и косметики переживает очередной спад за последние два года. Если в прошлом году аналитики наблюдали рост рынка в разных его сегментах, то с марта 2016 года по апрель 2017 года спрос на парфюмерию в денежном выражении снизился на 14%, а на косметические средства — на 9%. В 2016 году спрос на парфюмерные товары постепенно повышался и достиг показателей 2013 года. В конце 2016 года российский рынок товаров повседневного спроса с учетом сегмента фармпрепаратов вырос на 5,6% в денежном выражении. "В 2016 году потребитель перераспределял бюджеты с продуктов питания на средства персонального ухода (PersonalCare). Получается, что потребитель себя баловал, покупая более дорогие марки (в том числе из-за скидок). В начале 2017 года мы видим изменение тренда",— говорит Елена Самодурова, руководитель отдела исследований потребительской панели GfK.

Несмотря на очевидный рост позитивных потребительских настроений, население продолжает экономить на товарах повседневного спроса. Потребление по результатам 2016 года снизилось на 1,3% в натуральном выражении, а на уровне показателей потребительской корзины, стоимость которой составляет 12,2 тыс. руб. в месяц с учетом фармпрепаратов и 11,1 тыс. руб. без учета таковых, наблюдается экономия на продовольственных категориях и перераспределение бюджетов домохозяйств в пользу товаров личной гигиены, говорят эксперты. Наибольший рост показали покупки продуктов по уходу за лицом: 28% они прибавили в стоимости и 9% — в количестве. "Красота не терпит кризиса. Очевидно, что потребитель инвестирует в свой внешний вид. К тому же сказывается "подарочный" эффект: покупка этой категории в подарок может рассматриваться потребителем как более практичная и экономная альтернатива другим подаркам. Таким образом, по итогам 2016 года "выигрыш" сектора товаров личной гигиены от перераспределения семейных бюджетов составил 17,3 млрд руб.",— резюмирует Елена Самодурова.

Собственные марки

Кризис стал катализатором для стремительного развития отечественного производства косметики. Производители довольно скоро заполнили пустующие ниши конкурентоспособными по ценовым характеристикам продуктами. Как говорят в Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены, производители товаров парфюмерного сектора не собираются уходить с рынка, более того, сейчас наблюдается стремительный рост собственных торговых марок в разных сегментах. Эксперты уверяют, что российский косметический рынок следует за европейским с отставанием в развитии в несколько лет. "Сейчас на нашем рынке четко прослеживаются развитие СТМ (собственных торговых марок.— "Ъ") и переориентация на качественный доступный продукт, как это было в Европе пять лет назад. Российский рынок постепенно приближается к западноевропейской модели, в которой доля товаров собственных торговых марок составляет от 20% до 60% в ассортименте в зависимости от его сегмента",— отмечает Екатерина Русинова, менеджер по маркетингу подразделения косметического сырья концерна BASF.

В регионах потребители все так же ищут на полках недорогой продукт. В Европе основными тенденциями являются устойчивое развитие и экологическая безопасность окружающей среды. Поэтому производители косметики в Западной Европе сейчас разрабатывают свою продукцию с учетом именно этих факторов. "В Европе очень высокий спрос на натуральную и органическую косметику — потребители готовы платить выше за это. В России эта тенденция тоже есть, однако масштабы далеки от европейских",— добавляет госпожа Русинова.

С немецкой точностью

С началом экономического кризиса началась переориентация в сегменте парфюмерии и косметики. Из-за быстрой и резкой девальвации рубля покупательная способность конечного потребителя стремительно сократилась, заставив локальных производителей косметики пересмотреть рецептуры своих продуктов в сторону их удешевления. При этом возможности удешевления рецептур ограниченны. "Основным фактором, влияющим на изменение цены на сырье в нашей области, является стоимость исходного сырья. 80% ингредиентов BASF для косметической промышленности производятся из натуральных пальмового, пальмоядрового и кокосового масел. Поэтому цены на готовое сырье прежде всего регулируются стоимостью этих масел",— говорит Екатерина Русинова. "Концерн BASF — одна из немногих компаний, которая имеет в своем портфеле практически полный спектр ингредиентов для производства кремов, лосьонов, тоников для лица и тела, солнцезащитной косметики, шампуней, гелей для душа и пен для ванны, стайлинговых продуктов, твердого и жидкого мыла и декоративной косметики. Безусловно, у BASF есть конкуренты, в том числе локальные в разных сегментах. И для того чтобы повысить конкурентоспособность на внутреннем рынке, химический концерн локализировал производство ПАВ, предлагая рынку конкурентный продукт по рыночной цене. В отличие от локальных производителей ПАВ, BASF сам является производителем исходных материалов для их дальнейшей переработки, в то время как локальные конкуренты должны покупать исходное сырье".

Анна Героева

Вся лента