«Будущее экономики — за малым бизнесом»

Одним из показателей улучшения ситуации в малом бизнесе является его растущая банковская активность. О том, в каких сферах экономики наиболее комфортно чувствуют себя предприниматели, чего они ждут от банков и каким образом банки привлекают клиентов из числа представителей малого предпринимательства, „Ъ“ рассказал Роман Зильбер, начальник управления по работе с малым бизнесом и премиальными клиентами Райффайзенбанка.

— Как вы оцениваете сегодня активность малого бизнеса на юге России? Можно ли делать вывод о том, что малые предприниматели преодолели кризис?

— В сфере малого бизнеса мы сегодня видим несколько положительных изменений. Во-первых, это заметно по всей стране — платежная дисциплина предприятий выросла. Это означает, что компании нашли свои ниши в послекризисных условиях и начали работать более эффективно.

Во-вторых, мы видим восстановление спроса на кредитование. Пару лет назад спрос на кредиты на развитие бизнеса существенно снизился. В основном компании кредитовались для того, чтобы погасить старые долги. Сейчас же предприниматели начали брать инвестиционные кредиты, которые, как правило, направляются на расширение производства.

Это вывод не умозрительный, а сделанный на основании цифр. У нас начал расти кредитный портфель. В этом году в ЮФО он увеличился примерно на 10% и составляет более 2 млрд руб. А например, спрос на кредиты — процентов на 50.

Вообще на юге России чувствуется хороший потенциал развития малого бизнеса. По этой причине многие банки — и мы в том числе — активизируют свою работу в южных регионах.

— В каких сферах экономики, по вашим наблюдениям, предприниматели Юга наиболее активны?

— На Юге ведет за собой экономику туристический сегмент. В Анапе, например, гостиничный бизнес и связанные с ним другие виды бизнеса — кафе, рестораны, экскурсионные и развлекательные компании — активно кредитуются.

В Краснодаре расширяется арендный бизнес: люди едут сюда отдыхать и следом подтягивается сфера услуг.

Аграрный сектор активен. Видим, что развивается молочная промышленность, сельхозпереработка. Вместе с ними растут обслуживающие компании, которые выпускают тару или упаковку для сельхозпродукции.

— Чего малый бизнес ждет от банков, кроме доступных кредитов?

— Если в целом смотреть на то, что банки могут дать бизнесу, то здесь есть два важных ресурса — кредиты и время.

Большая часть наших клиентов в малом бизнесе — это сети кафе и ресторанов, автомастерские, другие предприятия сферы услуг. На их долю приходится, наверное, 50% клиентов.

Банк для таких компаний — это инфраструктурная организация, от которой они ждут не только денег (некоторые еще не готовы активно кредитоваться, трезво оценивая свои риски), но и экономии времени. Банк должен быстро и удобно обеспечивать их бизнес-активность, проводя все операции — платежи, взаиморасчеты, работу с наличными. А задача предпринимателя — вести бизнес, зарабатывать деньги и тратить время на это. Тратить этот крайне ценный ресурс на составление бизнес-планов, общение с клиентами, обучение, а не на банк.

Поэтому в последнее время задача банков в работе с малым бизнесом — предоставить удобные и очень быстрые сервисы. Если раньше маленькой компании нужно было идти в отделение, чтобы внести деньги на счет или снять деньги со счета, то теперь все становится гораздо проще. Появились продукты, которые позволяют работать с банком дистанционно.

Например, мы разработали для небольших компаний облегченную версию интернет-банка — «Райффайзен Бизнес Онлайн». В нем владелец компании или бухгалтер могут в пару кликов посмотреть состояние счета и сделать платеж. Большее количество малых предприятий проводят только эти две операции, и им не нужно много разных функций. При этом, если дополнительные возможности потребуются на определенном этапе развития бизнеса (аккредитив или валютный контроль, например), всегда можно перейти на другую, полноформатную, версию онлайн-банка.

Кроме того, и у нас, и у многих наших коллег появились карты для работы со счетом. С их помощью предприниматель может вносить деньги на счет компании напрямую через банкомат, не заходя в отделение, не стоя в очереди.

Стоит упомянуть и другие сервисы, которые упрощают общение банка и клиента. Это мобильный банк и SMS-уведомления по операциям. Контрагент перевел деньги, и бизнесмен это мгновенно увидел.

— Внедрение новых сервисов, в данном случае — сервисов для малых предприятий, наверняка обходится банкам недешево. Насколько это экономически оправданно?

— Банкам, конечно, интересно развивать такие продукты, потому что, обеспечивая комфорт для существующих клиентов, они тем самым обеспечивают и приток новых. А сегодня каждый качественный клиент из сектора малого бизнеса очень ценен.

На Юге экономическая обоснованность инвестиций в развитие сервисов для малого бизнеса ярко заметна. Мы видим, как активно в регионе растет клиентская база. За прошлый год к нам пришли почти 3,5 тыс. предпринимателей. База клиентов малого бизнеса только у нашего банка на юге России приближается к 10 тыс. А ведь с этим направлением работают практически все серьезные игроки. Значит, можно сделать вывод, что количество таких клиентов — активно работающих компаний — растет.

— То есть малый бизнес — это уже не особо рискованный заемщик, а перспективный клиент?

— Малый бизнес — это экономика будущего с большим количеством маленьких компаний и индивидуальных предпринимателей, главный продукт которых — знания и услуги. В отличие от экономики 100 лет назад, которая была экономикой производства и товаров и концентрировалась в очень большие предприятия.

Сейчас, например, журналист может быть предпринимателем — фрилансером, работающим на несколько редакций. Он — отдельное маленькое юрлицо, оказывающее услуги нескольким компаниям.

Сегодня процесс развития малого бизнеса сильно ускоряется благодаря технологиям. Человек может работать в любом месте, пользоваться самыми разными платформами, которые объединяют заказчиков и предпринимателей. Очень простой пример — как работает такси в большинстве стран. Водители со своими машинами находят заказчиков через мобильное приложение. Раньше это было невозможно.

Опыт развития экономики через малый бизнес хорошо виден в европейских странах. И Россия сейчас тоже идет по этому пути. Чем более сложна и развита экономика, тем больше в ней появляется малого бизнеса.

Интервью взял Иван Демидов

Вся лента