Изобретая будущее

Евгений Уткин, директор по развитию бизнеса Ericsson в России

Фото: Предоставлено Ericsson

Четвертая промышленная революция, призванная изменить мир так же, как в свое время интернет изменил его, все более начинает принимать осязаемые черты. Стремительное развитие таких технологий, как блокчейн, виртуальная и дополненная реальности, искусственный интеллект, 3D печать и т. д., существенно изменит взаимодействие между людьми и машинами. Основная причина — горизонтальное или кросс-индустриальное применение данных технологий, причем не только в рамках устоявшихся индустрий, но и в развивающихся направлениях (например, интернет вещей и роботизации).

Прошедший год стал прорывным для многих из технологий: компании с капитализацией в десятки и сотни миллиардов долларов представили миру устройства для виртуальной и дополненной реальности, а еженедельные новости про победы искусственного интеллекта (ИИ) над человеком в различных, хоть и узких сферах стали залогом успеха привлечения венчурного инвестирования. Цифры подтверждают: оба направления показали практически двукратный рост на рынке венчурного финансирования (по данным CBInsights, сумма венчурных инвестиций в AR/VR выросла до $2,1 млрд в 2016-м с $0,9 в 2015 году, а ИИ преодолел отметку $5 млрд в 2016-м против $3,1 в 2015 году).

Технологии всегда влекли за собой возможности и вызовы для различных индустрий, но теперь все больше индустрий ощущают наплыв нишевых игроков как в новых, так и в существующих сегментах бизнеса. При этом в некоторых отраслях происходит столкновение отнюдь не с малыми игроками: в разработке систем автономного вождения уже конкурируют между собой три отдельные индустрии, а общая капитализация участвующих компаний с легкостью превосходит $1 трлн долларов. Гонка технологического вооружения влияет на ландшафт и самой интернет-индустрии: так, устройство Amazon Echo вывело одноименную компанию в лидеры рынка голосовых помощников (по данным eMarketer, доля Amazon составляет более 70% рынка против 24% идущего следом устройства от Google). Несмотря на то что рынок еще находится в зачаточном состоянии, данный задел может оказать значительно влияние на расстановку сил игроков в индустрии в будущем, а недавний анонс обновленной линейки продуктов Amazon (Echo Look и Echo Show) явно свидетельствует о том, что компания не собирается останавливаться на достигнутом.

Развивающиеся технологии представляют собой вызов и для телекоммуникационной индустрии далеко не первый год. Правда, если на фоне общего роста выручки в прежние года это оставалось менее заметным, то динамика последних лет диктует свое: за пять лет среднегодовой темп роста на большинстве рынков составил около 1-2%. Причина банальна — отсутствие существенных источников роста в виде новых абонентов.

В этом свете операторы стараются переосмыслить свои взгляды на новые технологии: научиться их применять не только во благо своего традиционного бизнеса с позиции повышения эффективности, но и с точки зрения новых возможностей роста. Конечно, история не нова: операторы и раньше открывали digital-подразделения, покупали компании в смежных отраслях в поисках синергии, но в итоге успех был неоднозначен. Переосмыслив свой опыт, многие операторы решили повторить попытки. Однако значимым отличием является подход, который несет в себе более системообразующий характер. Теперь задачей является не только стимулирование разработки новых продуктов, но также и трансформация самого подхода к управлению организацией, ее внутренней культурой принятия решений. Таким образом, можно сказать, что в последние года наступил ренессанс digital в телеком индустрии.

Решая задачи по поиску новых рынков и трансформации культуры через призму digital-подразделений, операторы используют самый широкий круг инструментов: венчурное инвестирование (включая организацию инкубаторов и акселераторов, в том числе нацеленных на сотрудников компании), тесную кооперацию с R&D-центрами и университетами, а также заключение стратегических партнерств с лидерами разных отраслей. В частности, венчурное инвестирование становится неотъемлемым инструментом многих операторов, и существенный рост объема сделок за последние годы лишь подтверждает это. К слову, доля корпоративных венчурных инвестиций увеличилась более чем в два раза за последние пять лет, что в целом говорит о популярности данного инструмента с точки зрения приобретения компетенций и обучения компаний в новых для себя сферах.

Зачастую результатом работы digital-подразделений является создание новых структур в выбранных стратегических направлениях. В отличие от традиционного своего бизнеса новые структуры стараются сделать максимально гибкими, привив им практики из интернет-индустрии: это касается и цикла принятия инвестиционных решений, подходов к разработке и управлению продуктов, системы мотивации, офисной инфраструктуры и т. д. Наиболее часто встречающиеся направления включают в себя рынки интернет-рекламы, мобильных финансовых услуг, интернета вещей и цифровой медицины. Так, некоторые глобальные операторы вложили около $15 млрд на приобретение компаний в области интернет-рекламы за последние несколько лет. Нельзя не отметить и эксперименты в области голосовых помощников, где некоторые операторы уже смогли опередить приход Amazon и Google на свой домашний рынок.

Пока вклад новых направлений в среднем составляет лишь несколько процентов от общей выручки, но тренд на трансформацию очевиден. Приход технологий 5G поставит операторов в эпицентр событий: новые стандарты в скорости передачи данных, задержке сигнала, количестве подключаемых устройств и подходов к управлению сетью станут для многих технологий и сервисов обязательным требованием. Зоны дополненной реальности, ИИ, управляющий коммуникацией и движением роботов и машин,— все это будет происходить с участием операторов. Смогут ли операторы не только разработать новые бизнес-модели в области связи, но и начать предоствлять услуги в новых сферах? Вопрос открытый, но, как говорил известный физик и нобелевский лауреат Денеш Габор "будущее не может быть предсказано, но может быть изобретено".

Вся лента