Время первых

Как обеспечить финансовый успех российских фильмов

Российские режиссеры попали в список Forbes и остались недовольны. Издание составило список тех, кто снимает в России самые рентабельные фильмы. Журналисты смотрели, каков был бюджет картины, и сравнивали его с кассовыми сборами. Отбирались ленты, снятые после 2000 года. В итоге многие попавшие в рейтинг кинематографисты назвали подсчеты некорректными. Как правильно зарабатывать на российском кино? И почему у хорошего фильма есть все шансы провалиться в прокате? Разбирались Лилия Пономарева и Иван Корякин.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Самых больших коммерческих успехов добился, как выяснил Forbes, Тимур Бекмамбетов. Его отрыв от ближайшего преследователя колоссален — почти $350 млн. Всего он заработал $430 млн, больше половины этой суммы за счет фильма «Особо опасен» 2008 года.

На втором месте Леван Габриадзе, на его счету $79 млн. Габриадзе ответствен за несколько серий «Елок», он также снял ленту «Убрать из друзей» — весь фильм герои общаются в видеочате, и других планов, кроме экрана компьютера, в нем нет.

Тройку лидеров замкнул Федор Бондарчук: его финансовый результат — $69 млн, а самая кассовая картина — «Сталинград».

Для коммерческого успеха главное — чувствовать потенциал фильма и рассчитывать бюджет, исходя из этого, считает генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин. В интервью ТАСС он отметил, что Бекмамбетов с этим прекрасно справляется.

«Для такого успеха важно, чтобы это было массовое кино. В свою очередь, такой выбор подразумевает понижение определенной общей планки. Бекмамбетов хорошо понимает потенциал фильма, делает реалистичные прогнозы, и это позволяет ему закладывать объективные бюджеты, — пояснил он. — Из-за государственного финансирования у многих режиссеров снижается ответственность за результат и потраченные средства. У Бекмамбетова большой опыт создания кино без госсубсидий. Так что он умеет считать деньги».

Но вот сама индустрия рейтинг Forbes не одобрила. Режиссер франшизы «Горько» Жора Крыжовников — он тоже в списке — посетовал, что журналисты считали доходы авторов в долларах, а не в рублях, а ведь снимают кино и зарабатывают на нем как раз в национальной валюте. При этом трансляций за рубежом у российских творцов не так уже много.

Не учел Forbes и количество картин режиссеров, зато почему-то посчитал фильмы Бекмамбетова, снятые им совместно с американцами.

При этом в российском прокате могут провалиться даже качественные с художественной точки зрения фильмы. Ведь кассу, как правило, обеспечивают не режиссеры, а продюсеры, отметил кинокритик Давид Шнейдеров. По его словам, здесь показателен пример «Времени первых» о космонавте Алексее Леонове.

«Фильм провалился из-за отсутствия рекламы, из-за неверного таргетирования аудитория. Основные зрители — это люди от 18 до 25 лет. «Время первых» — явно кино для аудитории 35+. Так что, промокампания должна была быть совершенно другой. А в этой ситуации, можно сказать, ее не было вовсе. Грамотные таргетирование аудитории, выход в прокат, количество копий — это очень большой и сложный бизнес», — заметил он.

Согласно методике, Forbes считал фильм окупившимся, если его сборы вдвое превысили бюджет. А все, что сверх этого, уже прибыль компании-производителя. Это, к слову, объясняет отсутствие в рейтинге Никиты Михалкова. Его последние фильмы не окупаются вообще. Так, один из самых дорогих российских фильмов — «Утомленные солнцем 2: Цитадель» с бюджетом в $45 млн собрал ровно в 30 раз меньше, всего $1,5 млн.

По словам министра культуры Владимира Мединского, в прошлом году кинотеатры посетило рекордное с 1991 года число зрителей — 35 млн человек. Глава Минкульта отметил, что совокупные кассовые сборы российского кино составили более 8,5 млрд руб.

Вся лента