«Сплошное волнение и радикальное беспокойство»

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает об итогах 57-й Венецианской биеннале современного искусства.

Фото: Stefano Rellandini , Reuters

57-я Венецианская биеннале современного искусства — событие во многом неординарное. Во-первых, нет на остальных мировых арт-смотрах разделения на национальные павильоны. Здесь же 82 страны-участницы, от гигантов до самых маленьких. А во-вторых, только начавшись, смотр мирового искусства уже объявил победителей. Так здесь принято. В первый же день, 13 мая, когда Биеннале открылась для посетителей, назвали обладателей «Золотых львов». Можно предположить, что представители международного жюри отсмотрели все павильоны в течение четырех предыдущих дней, когда на площадки допускались только VIP-гости и пресса.

Давайте же посмотрим, «а судьи кто»? Президент жюри испанец Мануэл Борха-Вийель, итальянка Франческа Мильетти, Ами Чен из Тайваня, камерунец Нтоне Эджабе и британец Марк Годфрей. Эти люди присудили «Золотого льва» за «лучшее национальное участие» павильону Германии, где молодая художница Анне Имхоф устроила перформанс, даже я бы сказал, современное танцевальное многочасовое представление, с участием актеров и даже доберманов. В обосновании своего решения жюри говорило о «мощной инсталляции, которая ставит вопросы о нашем времени и вводит зрителя в состояние беспокойства».

«Специального упоминания» (есть такая категория) был удостоен павильон Бразилии, с очень похожим объяснением: «за инсталляцию, которая создает загадочное и неуравновешенное пространство, в котором мы не можем чувствовать себя в безопасности».

Наконец, еще одного «Золотого льва» как лучшему художнику основного проекта Биеннале также вручили немцу Францу Эрхарду Вальтеру «за радикальный характер его произведений, которые оказывают влияние на наше время и учат жить в переходное время».

Как вы видите, сплошное волнение и радикальное беспокойство в приоритете у арт-критиков. А моими фаворитами были Грузия с очень красивой и понятной инсталляцией: деревенская хижина, внутри которой льется дождь; и Новая Зеландия, представившая огромное видеополотно, в котором рассказывалась история завоевания страны англичанами, психоделическая история с оживающими на полотне фигурами. Слишком, наверное, понятная для современного искусства.

Вся лента