Он не один на переправе

Паромщиков на Волге власти меняют без конкурса

За паромную переправу «Нижний Новгород – Бор» разгорелась острая борьба речных перевозчиков. С «Нижегородско-Волжской производственно-транспортной компанией» (НВПТК), последние десять лет возившей через Волгу пассажиров и автомобили, договор был расторгнут в одностороннем порядке. Новому перевозчику – компании «Флагман» – инвестсовет при губернаторе одобрил строительство подъездов к берегам. Прежний перевозчик заявляет, что он не отказывался от обслуживания переправы, как об этом сообщило областное министерство инвестиций, а на берегах уже есть готовая инфрастуктура. Кто в этом году будет работать на речном пароме, пока неясно: в региональном минтрансе не смогли назвать компанию-перевозчика.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Как стало известно «Ъ», администрация города Бор уведомила компанию НВПТК о расторжении с 27 апреля договора аренды причального участка с борской стороны. Со стороны Нижнего Новгорода между НВПТК и администрацией Нижегородского района заключен бессрочный договор закрепления земельного участка. НВПТК работает на паромной переправе «Нижний Новгород – Бор» через Волгу с 2006 года. По словам гендиректора НВПТК Николая Рожкова, за десять лет к ним не было никаких претензий, поэтому их удивил отказ борских властей продлевать договор без объяснения причин.

Вместе с тем известно, что на борскую переправу претендует другой перевозчик – ООО «Волжская судоходная компания “Флагман”» (ее паромы работают в Васильсурске и Лысково). В марте, когда договор аренды борского участка с НВПТК еще не был официально расторгнут, рабочая группа инвестсовета при губернаторе одобрила строительство ВСК «Флагман» подъездной дороги к переправе с предварительным согласованием выделения земельного участка. Перед майскими праздниками мининвест распространил информацию о том, что НВПТК «отказалась» от перевозок, и работать на водном маршруте будет ВСК «Флагман», которая вскоре «приступит к строительству причалов», а затем объявит о дате открытия парома и стоимости билетов. В областном министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений руководству НВПТК сообщили, что компания вправе подать новую заявку на оформление аренды участков, что и было сделано 18 апреля, рассказал «Ъ» Николай Рожков.

Директор НВПТК был шокирован сообщением в СМИ о том, что его компания отказалась от работы. «Это неправда, мы не отказывались от работы на переправе. У нас три парома, за десять лет работы мы перевезли через реку более 3 млн человек и более миллиона автомобилей, реконструировали причалы. Но с февраля, когда мы получили уведомление о расторжении договора, никто из должностных лиц не хочет объяснить нам, в чем дело: почему вдруг нас решили убрать с переправы, которую мы столько лет развивали, наработав хороший пассажиропоток. Такое ощущение, что нас хотят выдавить или столкнуть лбами с «Флагманом». Скоро, когда уровень воды понизится, и надо будет открывать речную переправу, нам драться за нее предлагают что ли?», – недоумевает Николай Рожков. По его словам, на обоих берегах Волги уже создана готовая инфраструктура с подъездными дорогами, и ему не очень понятно, о каком новом строительстве идет речь.

Директор НВПТК добавил, что если на переправу «Нижний Новгород – Бор» претендуют две компании, правильней было бы провести открытый конкурс, и он озвучивал это предложение в правительстве, но ответной реакции не последовало. «Самое главное, никто не может или не хочет ответить на наш вопрос, кто же в этом году будет работать на переправе, и что нам делать со своими причалами. Наши акционеры уже ставят вопрос о возможности демонтировать причалы – в их основе стоят баржи Козьмодемьянского порта (АО «Порт Козьмодемьянск», соучредитель НВПТК – «Ъ»), и они могут быть разобраны, если нас вот так без причин выгоняют», – добавил Николай Рожков. Он написал обращение губернатору, полпреду, в минтранс области и прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации.

В ВСК «Флагман» сообщили, что у них есть разрешительная документация и компания намерена выйти на переправу со своими паромами, как только «встанет безопасный уровень воды». Представители нового перевозчика не стали подробно рассказывать о своих планах, но подчеркнули, что причалы, которыми пользовался НВПТК – «ничьи». Главной причиной отстранения прежнего перевозчика с речного маршрута стало отсутствие у него лицензии на перевозку пассажиров и опасных грузов, в том числе автомобилей, добавили во «Флагмане». Николай Рожков парирует, что лицензия есть у соучредителя – АО «Порт Козьмодемьянск», и поэтому отдельная лицензия НВПТК не нужна.

В министерстве транспорта Нижегородской области сообщили, что «принятие решений о передаче кому-либо речной переправы» не входит в их компетенцию, а деятельность водного транспорта лицензируется Ространснадзором. «Информация о перевозчике на 2017 год в министерстве по состоянию на 12 мая отсутствует. В адрес министерства пока не поступали обращения по согласованию графика работы паромной переправы», — сообщили в минтрансе. В министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений подтвердили, что 3 и 24 марта рабочая группа инвестиционного совета одобрила заявки ВСК «Флагман» на строительство «подъездных дорог к причалу» на Бору и в Нижнем Новгороде. На борской стороне «Флагману» пообещали тот же самый участок на берегу Волги площадью 200 кв м., договор на аренду которого был расторгнут с компанией НВПТК. При этом в мининвесте сообщили, что у них нет данных «о связи дорог с паромной переправой», так как в полномочия министерства не входит организация перевозок.

Роман Кряжев

Вся лента