В Восточной Европе стало больше православных и меньше католиков

Американские исследователи измерили уровень религиозности

В среду американский исследовательский центр Pew Research Center представил итоги социологического опроса о религиозной идентичности жителей 18 государств постсоветского пространства, а также Центральной и Юго-Восточной Европы. Как оказалось, с момента распада СССР в регионе стало больше людей, называющих себя православными, а вот количество католиков сократилось. При этом большинство православных считают, что Россия имеет право «защищать православных верующих и этнических русских даже за ее границами».

Фото: Reuters

Pew Research Center опросил с июня 2015 года по июль 2016 года более 25 тыс. человек в Армении, Белоруссии, Болгарии, Грузии, Латвии, Литве, Польше, России и других странах. Православными христианами назвали себя 57% опрошенных (жителей Армении исследователи из США также называют православными, хотя Армянская апостольская церковь относится к древневосточным церквям и ее догматическое учение отличается от православного), 18% — католики, мусульман около 10%. О своем атеизме заявили 14% опрошенных, они преобладают в Чехии (72%) и Эстонии (45%).

Pew Research Center — негосударственный американский центр по изучению общественного мнения, создан в 2014 году. В уставе центра подчеркивается, что он не придерживается каких-либо политических позиций. Финансируется The Pew Charitable Trusts — объединением частных фондов, созданных в 1948–1979 годах владельцем Sun Oil Company Джоном Пью.

Исследователи отмечают, что в крупнейших странах выбранного региона наблюдается «резкое увеличение доли православных христиан и уменьшение доли католиков». Если в 1991 году 37% граждан России называли себя православными, сейчас таких уже 71%. Схожая тенденция отмечается на Украине (с 39% до 78%) и в Болгарии (с 59% до 75%). При этом в традиционно католических странах число верующих сократилось по сравнению с 1991 годом: в Польше — с 96% до 87%, в Венгрии — с 63% до 56%, в Чешской Республике — с 44% до 21%.

Отдельный вопрос посвящен политической роли России в регионе. И православным, и католикам было предложено оценить утверждения: «Россия обязана защищать православных христиан, проживающих за ее границами» и «Россия обязана защищать этнических русских, проживающих за ее границами». Наибольшее понимание по обоим вопросами проявили армяне — эти тезисы поддержали 79% и 84% соответственно. На втором месте оказались сербы (74% и 86%), на третьем — сами россияне. На последнем месте в списке оказались украинцы — там с этими утверждениями согласны лишь по 38%. «Тем не менее даже за пределами регионов Украины, где разгорелся конфликт, более трети украинцев считают, что Россия обязана защищать православных христиан в других странах»,— уточняют авторы опроса.

Среди католиков к «русскому миру» с пониманием относятся венгры (52% и 62%) и поляки (51% и 63%), а вот в Литве и Хорватии обе идеи поддерживают менее половины граждан. Такое же скептическое отношение высказывают в Чехии — там право России защищать православных и русских по всему миру признают лишь 34% и 36%.

«Полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить о том, что религия стала важной составляющей самосознания людей на постсоветском пространстве и других странах Центральной и Восточной Европы»,— отметила представлявшая исследование Неха Сахгал, замдиректора по научной работе Pew Research Center. Впрочем, сделать однозначный вывод о перспективах роли религии в этих обществах все равно сложно. По мнению Ксении Лученко, эксперта РАНХиГС, в перспективе следующей четверти века, хотя часть российского общества останется секулярной, удельный вес «правых» фундаменталистов вырастет, во многом этот процесс уже сейчас идет в странах Центральной Европы. Такое развитие событий, по словам завлабораторией сравнительных социальных исследований Эдуарда Панарина, вероятно только в случае негативного сценария развития экономики. «Если же Россия продемонстрирует устойчивый рост экономики и благосостояние общества будет расти, многие взгляды россиян станут более либеральными»,— говорит он.

Александр Черных, Анастасия Мануйлова

Вся лента