Время — деньги

Как может измениться система начисления бонусов топ-менеджерам

Топ-менеджеры могут не дождаться бонусов или получить вознаграждения по частям. Минэкономразвития доработает концепцию единого порядка вознаграждений для руководителей государственных компаний. Одна из новаций проекта — выплата не сразу по итогам года, а в течение нескольких лет, и только в том случае, если показатели компании не снижаются.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

В чем суть новой системы расчета бонусов, и что она изменит?

Новая система вознаграждений предполагает фиксированную часть и отложенную, рассказал «Коммерсантъ FM» исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов Александр Шевчук.

«В компаниях выплата бонусов применяется в виде отложенных выплат в течение нескольких лет. Это сделано на тот случай, если за это время выявятся какие-то искажения отчетности или какие-то действия, связанные с подгонкой KPI или результатов. Эта система, как правило, применяется именно в долгосрочной системе вознаграждения», — пояснил он.

При разработке новой методики расчета вознаграждений важно точно определить, к каким показателям они должны быть привязаны, отмечает руководитель отдела управленческого консультирования КПМГ в России и СНГ Алексей Романенко.

«При разработке вознаграждения топ-менеджмента необходимо в качестве основополагающего показателя учитывать прибыль, финансовые показатели. Дополнительно необходимо принимать во внимание прочие показатели из системы KPI, выполнение долгосрочной программы развития, — подчеркнул он. — Это будет комплексная история, которая завяжет на себя как текущие тактические показатели, связанные с возможностью государства получать прибыль, так и стратегическое выполнение менеджментом ДПР и долгосрочных KPI. Чем прозрачнее, системнее будет вознаграждение топ-менеджмента, тем эффективнее он будет работать и тем меньше возникнет вопросов у общественности».

Система отложенных премий применяется как в мире, так и в России. Например, такая методика работает в «Ростелекоме» и «Русгидро». Для России это правильная мера, уверен директор финансовой практики московского офиса BCG Сергей Ишков. Впрочем, есть и реальные риски занижения показателей для увеличения бонусов, уточняет эксперт.

«В случае российских госкомпаний это очень правильное решение, поскольку очень часто компенсация менеджеров абсолютно не привязана к результатам. Это и вызывает очень большие споры. Эта логика, на самом деле, очень хорошо ляжет на российскую действительность. Важно только правильно определить те KPI, к которым она будет привязана. К сожалению, мы часто видим, что задачи перед топ-менеджерами ставятся либо абсолютно нереалистичные, либо такие, которые, напротив, очень легко решить, — сказал он. — С другой стороны, после введения такой системы выплат может возникнуть контртренд, когда показатели KPI будут намеренно занижаться. Так что истина должна быть где-то посередине».

Дискуссия ведомств и госкомпаний по вопросу ключевых показателей эффективности и бонусов топ-менеджменту длится уже два года.

Александр Ляпин

Вся лента