Цена вопроса

Федор Тертицкий, эксперт-кореевед,

Сеульский университет

Южная Корея шагнула влево

Результат президентских выборов в Южной Корее можно назвать достаточно предсказуемым: победителем стал левоцентрист Мун Джэ Ин. Правые — бывшая партия власти — оказались скомпрометированы скандалом с предыдущей администрацией: бывшая президент Пак Кын Хе фактически передала управление страной своей подруге, которая использовала власть для личного обогащения. После миллионных демонстраций в Сеуле госпожа Пак была подвергнута импичменту, и теперь правые уходят в оппозицию.

Выборы в Южной Корее проводятся в один тур, и с учетом того, что предыдущий президент была подвергнута импичменту, господин Мун вступит в должность практически немедленно после объявления окончательных результатов центризбиркомом.

Как избрание Мун Джэ Ина отразится на отношениях Южной Кореи с соседями? С Россией какие-то перемены вряд ли предвидятся. Из всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые однозначно воспринимаются как союзники США, Южная Корея наиболее дружественно настроена к Москве. Например, после крымских событий Сеул занял нейтральную позицию в конфликте между Россией и Украиной, а с 2014 года между Россией и Южной Кореей действует безвизовый режим. В планах южнокорейского МИДа — соглашение о свободной торговле с Россией. В случае соответствующей инициативы Москвы или Сеула можно также предположить, что срок безвизовых поездок россиян в Корею и южнокорейцев в Россию может быть увеличен с текущих двух месяцев до стандартных трех. В целом отношения, скорее всего, останутся спокойно-дружественными.

Однако для США Мун Джэ Ин — не самый удобный президент. Он получил известность своим заявлением, что "Южная Корея должна научиться говорить нет Америке", и выступает против размещения в Южной Корее американского противоракетного комплекса THAAD, раздражающего Китай.

В отношениях с Японией, по-видимому, намечается обострение. Южнокорейские левые — традиционно куда большие националисты, чем правые, поэтому, скорее всего, от Токио в очередной раз будут требовать "принести извинения за колониализм" (с 1910 по 1945 год Корея была японской колонией), а в случае получения таковых — говорить, как обычно, что эти извинения недостаточно искренние.

В отношениях между Севером и Югом, по-видимому, произойдет некоторое потепление. Президент Мун — сторонник политики "солнечного тепла", сотрудничества с Пхеньяном, направленного на то, чтобы приоткрыть железный занавес, отделяющий КНДР от остального мира. Однако с учетом того, что Северная Корея находится под большим пакетом международных санкций, а от ракетно-ядерной программы Пхеньян не откажется, пока у власти остается семья Кимов, сделать президент Мун сможет не так много. Пока самый позитивный сценарий — возобновление турпоездок южнокорейцев в приграничные территории КНДР.

Что произойдет в южнокорейско-китайских отношениях, предсказать сложно, хотя вероятный отказ Сеула от THAAD и самое резкое за всю историю обострение между Пекином и Пхеньяном могут привести к сближению Сеула с Пекином.

Подводя итоги: Мун Джэ Ин — хороший кандидат для Пекина, не очень хороший для Вашингтона и сильная головная боль для Токио. У Москвы же нет поводов ни для особой радости, ни для особого беспокойства.

Вся лента